Проблемные кредиты у Беларусбанка и Белинвестбанка невелики, но могут существенно вырасти

По данным рейтингового агентства Fitch Ratings, в конце 1 половины 2014 года проблемные кредиты (с просрочкой более 90 дней) у ряда государственных банков находились на низком уровне, в частности, составляли 1,8% у Беларусбанка и 2,1% у Белинвестбанка.

Как отмечено в обосновании рейтингового агентства по оценке рейтингов этих банков, этому отчасти способствовала передача кредитов со слабыми показателями по госпрограммам в Банк развития (от Беларусбанка), а также государственные субсидии по процентным платежам, погашения в конце срока и, во все большей степени, пролонгации кредитов.

Эксперты агентства при этом отметили, что риск ухудшения данных показателей у двух указанных банков остается высоким с учетом в целом высокого левереджа в корпоративном сегменте, значительного валютного кредитования заемщиков, не хеджирующих такие риски, слабого экономического роста и потенциального внешнего давления.

Как считают в агентстве, с капиталом у банков ситуация также довольно благополучная. А именно, регулятивная достаточность капитала является умеренной, хотя за 9 месяцев 2014 года отмечалась тенденция ее снижения (с 18,1% до 17,0% у Беларусбанка, с 12,7% до 12% у Белинвестбанка).

Кроме того, прибыльность банков до отчислений в резерв под обесценение была приемлемой и составляла 2,3% и 4,9% от средних валовых кредитов соответственно у двух указанных банков (в годовом выражении на основе отчетности МСФО за 1 полугодие 2014 года).

В то же время, чистая прибыль оставалась умеренной (средняя доходность на капитал (ROAE) была равна 2,7% и 2,1% соответственно), что указывает на то, что банкам может потребоваться взнос в капитал для поддержки роста.

Некоторое беспокойство у специалистов Fitch Ratings вызывают и риски, связаннее с высокой зависимостью указанных банков от государства. В агентстве отметили, что рейтинги устойчивости Беларусбанка и Белинвестбанка в значительной степени зависят от суверенной кредитоспособности Беларуси с учетом нескольких моментов.

Во-первых, с учетом большой доли госсобственности в экономике и зависимости многих заемщиков банков от господдержки.

Во-вторых
, с учетом вероятности того, что в случае ухудшения финансовой позиции Беларуси в будущем это окажет резкое негативное воздействие на экономику в целом. И, в третьих, с учетом высоких прямых рисков у банков по суверенному эмитенту ввиду государственных облигаций и валютных свопов с Национальным банком РБ (в конце 1 полугодия 2014 года: 97% основного капитала по методологии Fitch у Беларусбанка и 87% у Белинвестбанка).


Поделиться публикацией:

Новости по теме:

Аналитика

Выгодные курсы валют 24/07

покупка продажа
USD 2,0220 2,0240
EUR 2,2600 2,2630
100 RUB 3,1960 3,2050
EUR/USD 1,1150 1,1180
все курсы

Курсы валют НБ РБ

23/07 24/07
1 USD 2,0244 2,0225 -0,0019
1 EUR 2,2673 2,2624 -0,0049
100 RUB 3,2098 3,2039 -0,0059
все курсы валют

Фин. информация

Ставка рефинансирования: 10,0%

Базовая величина: 25,5 руб.

Тарифная ставка 1-го разряда: 35,5  руб.

Бюджет прожиточного минимума: 214,21 руб.

Минимальная з/п: 330,00 руб.