Главная |
Новости |
Банки РБ |
Курсы валют |
Кросс-курсы |
Даже в период кризиса на валютном рынке в феврале—марте 2022 года Национальный банк Беларуси не рассматривал вопрос о введении ограничений на
Об этом сообщил член правления, начальника Главного управления монетарной политики и экономического анализа Национального банка РБ Дмитрий Мурин в своем выступлении на расширенном заседании правления банка. Он сделал доклад «Итоги работы Национального банка за январь — июнь 2022 г. по обеспечению макроэкономической стабильности».
Таким образом, политика Нацбанка РБ разительно отличалась от действий Банка России, который после первых признаках возникновения проблем ввел ограничения на
В то же время, Нацбанк поддерживал стабильность на валютном рынке за счет собственных ресурсов: как сообщил Дмитрий Мурин, в феврале—марте ЦБ продал коммерческим банкам более 300 млн. наличных долларов и 100 млн. наличных евро.
Он также рассказал, что в конце февраля — начале марта наличная валюта в обменных пунктах банков не всегда имелась в достаточном количестве, и банки продавали ее населению в пределах покупки, но затем постепенно острота данной проблемы снизилась — по мере роста объемов чистой продажи валюты населением.
Нацбанк в период кризиса сглаживал резкие колебания стоимости корзины иностранных валют посредством осуществления валютных интервенций. Дмитрий Мурин в своем докладе подчеркнул, что принятые Нацбанком меры позволили стабилизировать ситуацию на валютном рынке РБ во втором квартале текущего года.
Возникший в феврале—марте чистый спрос на иностранную валюту сменился чистым предложением в апреле—июне. И в целом по итогам полугодия сложилось чистое предложение иностранной валюты в объеме 39 млн. долларов.
При этом сформировался профицит баланса внешней торговли РБ в размере 1,7 млрд. долларов (по итогам пяти месяцев текущего года). В поступлениях валюты увеличилась доля национальных валют: с 34 до 49%. В платежах за рубеж она выросла с 48% до 56%.
Дмитрий Мурин также отметил, что в первом полугодии динамика курса белорусского рубля во многом определялась динамикой курса российского рубля (на Московской бирже).
В январе—июне белорусский рубль укрепился по отношению к доллару на 1%, по отношению к евро — на 7,6%, к китайскому юаню — на 5,8%, и только по отношению к российскому рублю он ослабел на 44,8%.
Начальник Главного управления монетарной политики и экономического анализа не объяснил, почему произошло такое непропорциональное изменение курсов, несмотря на то, что спрос на валюту на внутреннем рынке оказался по итогам полугодия примерно равным предложению. Но он отметил, что такая динамика способствовала поддержанию конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках.
Еще одной проблемой, возникшей в марте текущего года, был отток валютных средств из банков. Депозиты населения в иностранной валюте в марте сократились на 12,2%, то есть на 628 млн. долларов.
Дмитрий Мурин сообщил, что банки возвращали средства вкладчикам за счет денег, полученных при погашении валютных кредитов юридическими лицами, а также при ее покупке у населения.
Кроме того, банки для компенсации оттока средств клиентов прибегли к заимствованиям у нерезидентов. Большинство международных финансовых рынков для белорусских банков было закрыто, но им удалось активизировать заимствования в РФ.
За счет банков — нерезидентов ресурсная база банков РБ за полугодие увеличилась на 2,8 млрд. рублей.
Поделиться публикацией: