Главная |
Новости |
Банки РБ |
Курсы валют |
Кросс-курсы |
В марте 2025 года компании, входящие в состав Белорусской автомобильной ассоциации, реализовали легковых автомобилей на 6,9% меньше, чем в феврале, причем доля «зеленых автомобилей сократилась до 12% с 12,6%.
Как сообщили в БАА, в первом квартале текущего года ее компании продали более 13 тыс. новых легковых автомобилей, что превысило показатель за аналогичный период прошлого года в 1,7 раза. Лидерами продаж в первом квартале стали марки Belgee/Geely (с рыночной долей 42%) и LADA (с долей 33%).
Снижение объемов реализации автомобилей в БАА связали с изменениями в условиях финансирования, которые временно повлияли на покупательскую активность. В феврале были повышена ставки утилизационного сбора, а также запрещен «псевдовалютный» лизинг для физических лиц.
Но не исключено, что продажи новых легковых автомобилей, осуществляемые компаниями, не входящими в БАА, а также самостоятельные покупки физическими лицами за рубежом, в марте выросли, причем мог увеличится и объем сделок с «зелеными» автомобилями.
Дело в том, что зарубежные рынки, в частности, в России, затоварены китайскими машинами, которые там можно приобрести с большой скидкой.
На такую возможность указывают данные об увеличении количества электромобилей в Беларуси, представленные 8 апреля министром экономики РБ Юрием Чеботарем. Он сообщил, что за первый квартал 2025 года число таких автомобилей в Беларуси увеличилось на 5,3 тыс.
Это примерно в 3 раза больше количества «зеленых» автомобилей, реализованных членами БАА. То есть их данные представляют только около третьей части этого рынка.
Министр также сообщил, что темпы роста парка электромобилей в январе—марте оказались примерно в 3 раза выше, чем в аналогичном периоде прошлого года, а всего их в Беларуси в настоящее время насчитывается 28,5 тыс., хотя в 2020 года было всего около 88.
Юрий Чеботарь подчеркнул, что количество электромобилей в Беларуси удваивается каждый год, и в правительстве рассчитывают на то, что к 2031 году отечественный парк электромобилей превысит четверть миллиона.
Как сообщил начальник управления базовых отраслей промышленности Министерства экономики Юрий Иванов, в настоящее время в Беларуси насчитывает порядка 1,4 тыс. электрозарядных станций. Из них более половины принадлежит Белоруснефти.
Однако темпы увеличения их количества отстают от прироста автопарка, и в 2024 году число машин на одно зарядное устройство выросло с 8,8 до 16,8. Это близко к среднемировому уровню. По данным Международного энергетического агентства, в среднем на одно зарядное устройство в мире приходится 11 электромобилей, в ЕС — 14, в Японии — 18, а в США — 26.
Юрий Иванов отметил, что в Беларуси планируется установка 814 ЭЗС мощностью 120–350 кВт и 35 супербыстрых зарядных комплексов. Это увеличит общую мощность государственной зарядной сети с 40 МВт до 200 МВт. Он подчеркнул, что если в прежние годы усилия правительства были направлены на развитие сети быстрых зарядных станций, то сейчас наблюдается запрос от населения и малого бизнеса на медленные зарядные станции, установленные в кварталах жилой застройки, на стоянках и в местах досуга.
Кроме рынка легковых электромобилей, в Беларуси активно развивается общественный электротранспорт. С 2023 года реализуются пилотные проекты по электротранспорту в Жодино и Шклове, а в конце 2024 года к ним присоединился Новополоцк.
Поделиться публикацией: