Нацбанк зашел в мертвую зону экономики. Чего стоит опасаться белорусам?

23 января Павел Каллаур провел заседание консультативного совета при Нацбанке Беларуси. Ответственные лица обсуждали чувствительные для страны вопросы.

Главной темой заседания в НБРБ стало управление проблемной задолженностью. В обсуждении приняли участие Минфин, Минэкономики, Агентство по управлению активами и Международная финансовая корпорация.

Во вступительном слове глава Нацбанка по сути признал, что у госорганов до сих пор нет единой позиции по вопросу состояния расчетов между предприятиями. Каждое ведомство тянет одеяло на себя и желает отвечать за узкий участок работы.

Для управления проблемными активами крайне слабо используется потенциал финансового рынка. Это происходит хотя бы потому, что реальный рынок оценки долгов находится в зачаточном состоянии.

Ярчайший пример отсутствия нормального рынка долгов — передача мусорных кредитов сельхозпредприятий Агентству по управлению активами. Около 772 млн BYN неработающих активов было передано в Агентство по номинальной стоимости, без всякого дисконта за «мусорное» качество. Такая «креативная» передача долга практикуется властями и поныне.

17 января Международный валютный фонд опубликовал записку о состоянии экономики Беларуси по итогам мониторинговых миссий 2018 года. Специалисты МВФ признали, что Агентство по управлению активами так и не стало той структурой, которой изначально должно было стать — аккумулятором всех плохих долгов страны.

Медленные и нерешительные действия властей на пути к созданию рынка покупки-продажи долгов отражаются в динамике необслуживаемых активов. С 1 мая по 1 декабря 2018 года доля необслуживаемых активов выросла с 3,5% до 5,2%. В деньгах трэш-активы белорусских банков увеличились на 1 млрд BYN.

Интересно, что в 2019 году Нацбанк допускает ухудшение качества активов банков почти вдвое к текущим уровням — с 5% до 10%. Становится понятной одна из причин перехода от расчета проблемных активов к подсчету необслуживаемых. По старой методике качество активов выглядело бы просто неприлично — до 30–40% долгов были бы признаны проблемными.

Ранее banki24.by писали, что состояние расчетов Беларуси с внешним миром далеко не радужное. Объемы замороженной дебиторки и кредиторки составляют сотни миллионов рублей.

Причем белорусские деньги зависли не в самых платежеспособных государствах. В Венесуэле скоро может разразиться гражданская война с иностранной интервенцией, а в Туркменистане наблюдатели фиксируют перебои с едой и быстрый рост цен.

На этом фоне правительство принимает постановление № 45, согласно которому в 2019 году Минсельхозпрод должен обеспечить по аграрным предприятиям снижение отношения кредиторки и долгов по кредитам к выручке с 4,7 до 1,02.

Какими методами власти провернут кратное сокращение долга, в документе не поясняется. Видимо, опять пойдут списания кредитов без особого разбора и по прежним лекалам.

Что со всего этого обычным белорусам?

Ответ таков: главные держатели проблемных долгов — это казенные Беларусбанк и Белагропромбанк. Они же концентрируют у себя абсолютное большинство депозитов населения. Если чиновники не возьмутся на расчистку авгиевых конюшен госсектора уже сейчас, в перспективе у банков могут начаться проблемы с выполнением обязательств перед вкладчиками.

Источник: https://banki24.by

Выгодные курсы валют 27/06

покупка продажа
USD 2,0430 2,0450
EUR 2,3180 2,3240
100 RUB 3,2310 3,2430
EUR/USD 1,1340 1,1380
все курсы

Курсы валют НБ РБ

26/06 27/06
1 USD 2,0351 2,0395 +0,0044
1 EUR 2,3167 2,3164 -0,0003
100 RUB 3,2525 3,2437 -0,0088
все курсы валют

Фин. информация

Ставка рефинансирования: 10,0%

Базовая величина: 25,5 руб.

Тарифная ставка 1-го разряда: 35,5  руб.

Бюджет прожиточного минимума: 214,21 руб.

Минимальная з/п: 330,00 руб.