Руководство Беларуси все еще не приняло окончательного решения не только об условиях объединения МАЗа с одним из российских автопроизводителей, но даже не определилось относительно партнера.
Как заявил первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко на заседании коллегии Министерства промышленности, состоявшемся 2 февраля, Минпрому следует поторопиться с принятием решения о создании альянса МАЗа с одним из ведущих зарубежных производителей грузовиков.
По его словам, МАЗу с объемом годового производства 25 тыс. автомобилей в дальнейшем будет все сложнее работать на внешнем рынке в одиночку. В данном контексте Владимир Семашко призвал руководство министерства, взвесив все плюсы и минусы проекта, ускорить переговоры о создании холдинга МАЗ - КамАЗ, тянущиеся уже около года.
Есть все основания расценивать это заявление как своеобразный ответ на упрек руководству РБ со стороны главы российской госкомпании "Ростехнологии" Сергея Чемезова, прозвучавший 30 января: последний высказал разочарование отсутствием подвижек в переговорах об объединении активов КамАЗа и МАЗа, которые начались почти год назад.
Сергей Чемезов высказался в том духе, что в "Ростехнологиях" считают причиной этой затяжки непризнание белорусскими властями оценки стоимости активов МАЗа, произведенной независимой аудиторской компанией Ernst & Young, которая, по данным СМИ, оценила флагман отечественного автомобилестроения в 800 млн. USD.
Величина неизвестная.
Между тем, как сообщил 27 января заместитель финансового директора ОАО "Минский автомобильный завод" Олег Юшко, процедура оценки активов предприятия еще не завершена, так как исполнитель пока не представил руководству завода окончательных результатов первого его этапа в виде соответствующего отчета. При этом предусмотрен второй этап оценки, который будет производить другая компания. Альтернативная оценка, как отмечалось неоднократно, нужна, дабы из двух вариантов выбрать тот, который наиболее полно удовлетворит интересы как предприятия, так и страны в целом.
Выбор на конкурсной основе второго независимого оценщика первоначально предполагалось сделать еще в декабре прошлого года. Однако его кандидатура, по имеющейся информации, не определена до сих пор. Следовательно, на неопределенное время откладывается начало второго этапа оценки и задерживается весь процесс создания СП МАЗа и КамАЗа.
Понятно, что подобный ход событий вряд ли может устраивать российскую сторону. Например, гендиректор КамАЗа и "РТ-Авто" (автомобильного холдинга, контролируемого "Ростехнологиями") Сергей Когогин, если судить по его высказываниям, всерьез рассчитывал, что полная оценка стоимости активов МАЗа будет подготовлена к 19 сентября 2011 г., а сделка закрыта еще до начала 2012 г. Однако, как видим, этим ожиданиям не суждено было оправдаться.
Госкорпорация "Ростехнологии", владеющая 49,9% капитала КамАЗа, выступила с предложением присоединить к нему МАЗ еще в феврале прошлого года.
Первоначально российская сторона настаивала на обмене акциями Камского и Минского автозаводов в пропорции 75:25, ссылаясь при этом на выкладки российских аналитиков, согласно которым рыночная стоимость активов КамАЗа оценивалась в 1,8 млрд. USD, а МАЗа - в 600-720 млн. USD.
Однако белорусские власти категорически отказались рассматривать такой вариант объединения, так как он больше походил на поглощение. В ответ ими было предложено создать СП, в капитал которого должны быть внесены 49,9% акций КамАЗа и 49,9% акций МАЗа, а также активы целого ряда белорусских и российский предприятий, выпускающих для них автокомпоненты. Окончательный перечень участников СП предполагалось определить после проведения оценки активов обоих главных учредителей.
Этот вариант по взаимному согласию и был принят за основу для дальнейших переговоров. Правда, и после этого глава госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов неоднократно подчеркивал, что пакет акций КамАЗа объективно стоит намного дороже, чем аналогичный пакет МАЗа. Многие эксперты трактовали это как намерение российской стороны при случае воспользоваться экономическими трудностями Беларуси и продавить свой вариант объединения Камского и Минского автозаводов.
Овцы тоже должны быть целы.
Это не могло не вызвать негативной реакции в правительстве РБ. Возможно, именно это обстоятельство и повлияло на тональность выступления премьер-министра страны Михаила Мясниковича во время его общения с трудовым коллективом ОАО "МАЗ" 18 ноября 2011 г. Из его слов следовало, что опасаться проигрыша в этой сделке не следует, так как окончательного решения о создании такого холдинга еще не принято.
Позиция белорусской стороны состоит в том, что это должно быть "безденежное объединение, вопрос не перехода в собственность денег, а только управления". Лишь при таком условии правительство Беларуси считает проект перспективным: "речь идет о том, чтобы взаимодополнять друг друга, получать большую прибыль и вести согласованную продажу техники, не перебегая друг другу дорогу, а согласованно работая на внешнем рынке".
В данном контексте будут рассматриваться вопросы загрузки производственных мощностей, формирования модельного ряда обоих предприятий, порядок получения и распределения прибыли. Но при любом раскладе подразумевается, что правительство Беларуси "не пойдет на ухудшение состояния МАЗа".
Тем не менее было бы ошибочным говорить об отсутствии заинтересованности и белорусского руководства, и высшего менеджмента Минского автозавода в создании интегрированных производственно-сбытовых структур с российскими производителями автотехники и автокомпонентов. Ведь ОАО "Минский автомобильный завод" в перспективе планирует увеличить на 5% свое присутствие на российском рынке.
Но в связи со вступлением России в ВТО и снижением (а в ряде случаев и снятием) ею таможенных барьеров для импортной автотехники ситуация для МАЗа там существенно усложнится ввиду усиления конкуренции со стороны как западных, так и восточных производителей грузовиков. И чтобы просто сохранить свое место под солнцем (не говоря уже о расширении присутствия), Минский автозавод вынужден будет вступать в альянсы, прежде всего с российскими заводами, которые по тем же причинам выражают готовность к сотрудничеству с ним.
Экономика диктует свое.
Похоже, что именно данное обстоятельство и подпитывает оптимизм гендиректора КамАЗа Сергея Когогина, который в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе заявил корреспонденту агентства "Интерфакс", что, несмотря на все нюансы, считает перспективы создания интегрированной структуры с МАЗом достаточно благоприятными.
Хотя бы потому, что рабочая группа по МАЗу худо-бедно, но действует. И в феврале в рамках этой группы планируется обсудить оценку стоимости активов предприятия. В дальнейшем предполагается продолжать совместную работу в соответствии с достигнутыми договоренностями. Одним словом, "несмотря на двухмесячную задержку, пока все развивается позитивно".
По мнению С. Когогина, менеджмент как МАЗа, так и КамАЗа понимает, в чем может заключаться синергия их взаимодействия. Хотя речь еще не шла о таких вещах, как закупки, позиционирование на рынке, совместные продажи, сервис. Но даже в части крупных компонентов, таких как двигатели и трансмиссии, выигрыш обещает быть весьма значительным. Если МАЗ будет использовать двигатели Cummins и коробки ZF, собираемые на КамАЗе, то это в полтора раза увеличит масштабы его производства и инвестиции, вложенные в производство данных агрегатов, окупятся значительно быстрее.
О пользе развития кооперационных связей с производителями России (правда, не обязательно с КамАЗом) для продвижения своей продукции на этот рынок на днях высказался и заместитель финансового директора ОАО "Минский автомобильный завод" Олег Юшко. Он считает, что главное сегодня для МАЗа - это кооперация в области дизелестроения, так как на повестке дня стоит вопрос о переходе на массовое производство автомобилей с двигателями класса Евро-4. Этот стандарт вот-вот будет введен в РФ.
А основным поставщиком дизелей для Минского автозавода традиционно является ярославское ОАО "Автодизель", которое в настоящее время контролируется Группой ГАЗ. Последняя пытается сохранить свое ведущее положение и для этого предлагает МАЗу свой проект по интеграции.
По словам О. Юшко, в настоящий момент Минский автозавод ведет переговоры с обоими потенциальными партнерами из России (и с ОАО "КамАЗ", и с Группой ГАЗ) в строгом соответствии с процедурой, установленной правительством Беларуси.
При этом право принятия окончательного решения о том, кому отдать предпочтение, принадлежит только собственнику ОАО "МАЗ" - государству, которое владеет 100% акций предприятия.