27 ноября прошло мероприятие юридической компании COBALT, которое состоялось в Посольстве Литвы в Беларуси. На митапе собрались представители Нацбанка Беларуси, Нацбанка Литвы, Приорбанка, компаний Exadel, Kvitki.by, Bilietai.lt, «Хуткі Грош», E-pos, ВelAssist.by и др. и обсудили проблемы и перспективы развития финтеха, как в Беларуси так и за её границами.
Нацбанк Беларуси
Антон Подрез, начальник управления цифровых технологий НБРБ во время своего выступления сообщил много интересных фактов:
- активно ведутся переговоры о появлении в Беларуси Apple Pay и Google Pay (Samsung Pay уже работает);
- ЕРИП тестирует оплату по QR-коду на восьми десятках компаний. Когда закончится тестовый период должно получиться интересное решение для оплаты покупок в магазинах с помощью телефона (для торговых точек это будет выгоднее, чем использование VISA и MasterCard);
- удалённая идентификация — приоритет для Нацбанка. Развитие этого направления позволит упростить доступ к банковским услугам для всего населения Беларуси, а не только в больших городах. Увеличит конкуренцию среди банков и, как следствие, сделает услуги более выгодными для жителей страны. К системе межбанковской идентификации в перспективе получат доступ страховые и лизинговые компании, почта и др.
- 73% всех услуг банков для физических лиц уже доступны онлайн
- 70% банковских услуг для юрлиц прямо сейчас доступны без посещения банка
- 40% — доля бесконтактных карт в Беларуси
- число уникальных записей в МСИ (межбанковской системе идентификации) достигло 7,2 млн. Это означает что уже более 75% жителей Беларуси могут широко использовать услуги множества банков.
Международная юридическая фирма COBALT
Адвокат Виталий Коледа, глава судебной практики юридической фирмы COBALT, кандидат юридических наук, высказал мнение о том, что финтех в Беларуси всё ещё крутится вокруг банков, и замены одного другим не произойдёт, т. к. унас слишком консервативная структура.
Литва по развитию финтеха находися на несколько лет впереди Беларуси.
Приорбанк
Сергей Лазюк, директор департамента электронных каналов сопровождения и продаж Приорбанка, рассказал, что самые активные пользователи финансовых сервисов банка это люди в возрасте 38–45 лет, а не молодёжь. Состоявшийся человек с семьёй получает от банка больше услуг: его интересуют переводы внутри семьи, кредиты, ипотека, страховые программы, инвестирование и т. д.
Приорбанк прекратил работу платёжного бота в Viber из-за отсутствия спроса на него.
Т. к. все белорусские банки работают с ЕРИП, который позволяет переводить деньги с карты на карту без комиссий и совершать огромное количество платежей, то придумать что-то совершенно новое финтех-стартапам будет очень сложно.
У Приорбанка работают API-сервисы, но они на данный момент никем не востребованы.
Банк Литвы
Интересное выступление сделала Рута Меркевичюте, руководитель проектов в Банке Литвы. Она рассказала о том, что литовский регулятор ставит перед собой задачу стать «окном в Евросоюз» для финтех-компаний и прикладывает для этого много усилий:
- Литва — маленькая страна с населением всего 3 млн., но финансовое учреждение зарегистрированное на его территории получает доступ к рынку всего Евросоюза (500 млн. человек).
- Банк Литвы уже снизил порог капитала для выхода на рынок с 5 млн. евро до 1 млн.
- Срок рассмотрения заявок на получение лицензий не превышает 3 месяца.
- Для упрощения работы литовский регулятор готов принимать документы на английском языке(!). Это очень актуально для международных инвесторов, для которых, как правило, это основной рабочий язык.
Усилия Банка Литвы приносят результаты — за посление несколько лет количество выданных финансовых лицензий в Литве выросло в 3 раза.