Россия начала покупать дизельное топливо в Беларуси по высоким ценам

Белорусские НПЗ возобновили поставки дизельного топлива в Россию, причем по ценам, намного выше тех, по которым оно продается в РФ потребителям. Разницу в ценах компенсирует правительство России за счет бюджета.

Как сообщила российская газета «КоммерсантЪ», с 10 октября российская государственная компания «Промсырьеимпорт» покупает дизельное топливо на белорусских НПЗ, после чего продает его на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже.

В последние годы поставки белорусского топлива в РФ были незначительными, так как это было невыгодно вследствие того, что правительство России поддерживало на внутреннем рынке цены на дизель намного ниже, чем на внешних рынках.

При этом, чтобы компенсировать российским НПЗ недополученную выгоду, был придуман демпферный механизм, согласно которому правительство выплачивало нефтепереработчикам 65% от разницы между экспортной ценой и внутренней ценой в РФ.

Россия покупает белорусское топливо

Иностранные НПЗ такой компенсации не получали, поэтому в РФ свою продукцию не поставляли. Но, по данным «КоммерсантЪ», недавно правительство РФ разрешило «Промсырьеимпорту» заниматься реализации в РФ бензина и дизтоплива, которые произведены иностранной организацией, с правом получения демпфера.

Белнефтехим как раз оказался такой организацией. Подобная льгота предоставлена белорусским НПЗ, как написали в газете, в связи с возможным дефицитом в РФ морозостойкого топлива. Впрочем, можно предположить, что дизельное топливо потребуется в связи с возможной активизацией военных действий в Украине.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что Россия начала импорт межсезонного топлива из Беларуси на фоне возможного дефицита морозостойких сортов, в связи с чем стоимость зимнего дизтоплива в начале октября превысила 73 тыс. руб. за тонну. Он также подчеркнул, что Беларусь является ближайшим партнером и союзником России.

Ранее белорусские НПЗ продавали значительную часть своей продукции в Украину, обеспечивая, как сообщили в «КоммерсантЪе», в ней 45% импорта бензина и 37% импорта дизельного топлива, что составляло соответственно 1,04 млн. тонн и 2,97 млн. тонн.

Пока объемы продажи белорусского топлива в России невелики. С 10 по 24 октября было реализовано около 8,5 тыс. тонн межсезонного топлива, что составило 5% от объема продажи на бирже и 1,5% от общего объема поставок дизтоплива.

Впрочем, и без России белорусские НПЗ понемногу находили замену потерянному украинскому рынку. Например, Нафтан в сентябре переработал 380 тыс. тонн нефти, а в октябре планировал увеличить переработку до 570 тыс. тонн. Более того, предприятие по итогам трех кварталов вышло на безубыточную работу.

Этому могла способствовать модернизация производства на Нафтане. Как сообщили в концерне «Белнефтехим», на предприятии запустили установки комплекса замедленного коксования, благодаря чему глубина переработки нефти увеличилась до 92% (по итогам 9 месяцев 2022 года), а выход светлых нефтепродуктов — до 73%. Кроме того, в 2022 году на предприятии был в короткие сроки организован выпуск новых видов масел.

Возможность продавать белорусское топливо в России поддержит белорусские НПЗ и экономику Беларуси в целом. Это позволит, в частности, снизить темпы сокращения экономики РБ по итогам 2022 года.

Поделиться публикацией:

Новости по теме:

В Беларуси В России

Лучшие курсы валют

Покупка Продажа
1 USD 3,2510 3,2570
1 EUR 3,5260 3,5350
100 RUB 3,5030 3,5130
10 PLN 7,8900 8,0000
100 UAH 6,2000 6,5000

Курсы Нацбанка РБ

на сегодня на завтра
1 USD 3,2545 -0,0047 3,2498
1 EUR 3,5239 -0,0220 3,5019
100 RUB 3,5097 +0,0126 3,5223
10 PLN 8,1688 -0,0586 8,1102
100 UAH 8,2784 -0,0056 8,2728