Поправки в закон о приватизации резко снижают инвестиционную привлекательность и рыночную стоимость белорусских открытых акционерных обществ.
На это обращает внимание Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей им. Кунявского (БСПН) в письме, которое он направил в правительство, Администрацию президента и депутатам в связи с ожидаемым рассмотрением данного законопроекта во втором чтении во время осенней сессии.
Реакция инвесторов: исключительно негативная.
В письме подчеркивается, что "первейшая задача менеджмента обществ и соответствующих государственных органов - модернизация компаний на основе привлечения дополнительных финансовых и интеллектуальных ресурсов". Ведь если не будут эффективны сами ОАО, то любые механизмы защиты миноритарных акционеров окажутся столь же неэффективными.
В прошлом году около 70% белорусских ОАО вообще не начисляли дивидендов или начисляли их в мизерном количестве.
"Отсюда следует, что проблема защиты миноритарных акционеров не в распределении доходов, а в размерах самих доходов", - подчеркивается в письме.
Между тем средний размер дивидендов на одну акцию по всем ОАО в 2012 году составил чуть более 5 тысяч BYR.
Эксперты БСПН также обращают внимание, что дивидендная доходность акций большинства белорусских компаний существенно ниже как ставки рефинансирования, так и доходности депозитов, облигаций и любых других инструментов инвестирования. "Поэтому вложения в акции белорусских ОАО могут рассматриваться исключительно как долгосрочные вложения", - говорится в письме.
Проведенный бизнес-союзом в 2012 году опрос акционеров и менеджеров 400 белорусских ОАО проиллюстрировал ожидаемые в такой ситуации результаты.
Оказалось, что большинство миноритарных акционеров даже не рассматривают возможность управления своими акциями и не ждут от предприятий дивидендов, - они озабочены лишь тем, как выгоднее продать свои акции.
Главная причина такого положения - в низкой рентабельности большинства хозяйственных обществ, подчеркивают эксперты БСПН.
Мажоритарные акционеры могли бы привлечь финансовые ресурсы в развитие ОАО, "но для этого инвесторам нужно обладать контролем над обществом, который обеспечивается контрольным или блокирующим пакетом акций", - отмечается в письме. Однако пока правительство не создало соответствующих условий для развития рынка ценных бумаг в стране, благодаря чему инвесторы могли бы сформировать в своих руках крупные пакеты акций.
В то же время с принятием нового закона о приватизации мажоритарные акционеры вообще будут лишены мотивации инвестировать в развитие ОАО, поскольку все ключевые решения перейдут к представителю государства. При этом инициаторы поправок в систему владельческого надзора почему-то уверены, что "представитель государства лучше миноритариев знает, в чем состоит их интерес", отмечается в письме.
Эксперты бизнес-союза убеждены, что принятие законопроекта о приватизации "отрицательно скажется на инвестиционной привлекательности белорусских обществ и резко снизит их рыночную стоимость".
Председатель БСПН им. Кунявского Георгий Бадей в беседе с корр. "БР" отметил, что представитель государства с новыми полномочиями может быть назначен в ОАО в каких-то исключительных случаях. В частности, например, когда мажоритарный акционер по каким-либо причинам голосует за выплату неоправданно высоких дивидендов в свою пользу в ущерб развитию предприятия. Однако сама процедура назначения такого госпредставителя должна быть четко прописана, подчеркнул он.
"Хотел бы заметить, что существовавшая ранее в стране "золотая акция" вводилась в каждом конкретном случае по отдельному решению правительства. Между тем в законопроекте о приватизации нет даже такого сдерживающего фактора", - отметил Г. Бадей.
Между тем в случае блокировки госпредставителем решения собрания акционеров решать спор придется в судебном порядке, а эта процедура может затянуться на месяцы, в то время как ответственность госпредставителей "за свои действия и негативные последствия для общества" не предусматривается.
По словам Г. Бадея, БСПН уже получил первый ответ на свое письмо. Комиссия по экономической политике Палаты представителей Национального собрания сообщила, что намерена обсудить замечания и предложения на расширенном заседании. Из правительства и Администрации президента ответ пока не получен.
Госпредставителей хватает, профессионалов мало.
Проект закона, вносящий изменения в порядок приватизации госимущества и преобразования госпредприятий в открытые акционерные общества, предполагает назначение исполкомами государственных представителей в акционерные общества в целях защиты интересов миноритарных акционеров.
Этот документ депутаты Палаты представителей Национального собрания Беларуси приняли в первом чтении в июне 2013 года. Во втором чтении документ будет рассматриваться нынешней осенью.
Озабоченность по поводу данного законопроекта ранее выражали бизнес-сообщество, международные финансовые организации - МФК, Всемирный банк, а также представители Минэкономики. "Его принятие создаст риски и станет сдерживающим фактором поступления прямых иностранных инвестиций", - заявил на брифинге 6 августа начальник главного управления инвестиций Министерства экономики Сергей Вайтеховский.
В ходе состоявшегося в июле заседания 72-го Республиканского клуба директоров (РКД, создан под патронатом Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского) участники подчеркивали, что возможность защитить миноритарных акционеров у государства есть и сейчас.
Для этого нужно, чтобы в стране эффективно работала система корпоративного управления - прежде всего, совет директоров. Но именно такая система сегодня в стране и не работает.
Начальник управления совершенствования организационных форм управления Минэкономики Юлия Медведева на заседании РКД в июле рассказала об итогах проведенного миниcтерством экспресс-исследования, которые стали красноречивой иллюстрацией белорусской системы корпоративного управления.
Оказалось, что в советах директоров ОАО с участием государства числятся в среднем по 6 членов, из которых двое - представители государства. В ОАО, где акции принадлежат также областным и районным органам, в совете директоров порой заседают 2 представителя от министерства, 2 - от облисполкома и 2 - от райисполкома. Получается, что совет директоров в таких ОАО состоит только из представителей государства.
Между тем в каждом десятом ОАО представитель государства является председателем совета директоров, а в каждом втором ОАО эту должность занимают лица, подчиненные руководству предприятия.
Более того, как свидетельствуют данные исследования, в 76% хозобществ с участием государства в состав советов директоров включаются работники предприятий с сомнительной управленческой квалификацией - мастера, технологи, завскладом, водители, слесари и т. д. Причем в каждом третьем ОАО подобных представителей государства более половины.
Очевидно, что инициаторам поправок в закон о приватизации стоило бы в первую очередь подумать над этой проблемой - профессиональным уровнем представителей государства в ОАО, а также развитием системы корпоративного управления, и не предпринимать необдуманных шагов, которые однозначно навредят стране.
http://www.belmarket.by/