Главная arrow Новости arrow Недвижимость arrow Торговля тишиной

Торговля тишиной

29.05.2015 г.
Новые торговые центры в Минске не спешат открывать двери потребителям: дефицит операторов и низкая покупательная способность заставляют девелоперов переносить сроки открытия объектов до лучших времен.

На торговой «диете»


Минск активно застраивается торговыми центрами — ежегодно город получает 120 тыс. кв. м пространства для шопинга. При этом емкость всего рынка близится к символической отметке в 1 млн «квадратов». Через полтора года средняя обеспеченность торговыми площадями должна превысить 300 кв. м на тысячу жителей. Постепенно город выходит на европейский уровень как по количеству, так и по качеству торговых объектов.

Однако высокая активность девелоперов вышла им боком: рынок оказался не готов к рекордным вводам торговых площадей. «Эта тенденция наметилась еще в середине прошлого года, когда кризисных явлений в экономике еще не наблюдалось. Сейчас же, в условиях неблагоприятного макроэкономического фона, сложности с заполнением торговых центров стали куда заметнее и очевиднее — они коснулись всех игроков рынка», — отметил руководитель проектов по торговой недвижимости «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса» Дмитрий Дробышев.

Предложение на рынке торговых центров продолжает расти, а вот спрос топчется на месте. Все это приводит к «борьбе за арендатора» и снижению арендных ставок. За последние полгода арендные ставки на современные торговые площади снизились на 18 %. Сейчас помещения в торговых центрах Минска предлагают в среднем за 27 евро с НДС за «квадрат».

В ходе торгов эта сумма уменьшается на размер дисконта, который может достигать 30 % от ставки. Наилучшие условия предоставляют владельцы новых объектов, которым нужно как можно быстрее заполнить помещения. Операторы могут рассчитывать на различные уступки со стороны собственников: от арендных каникул до привязки ставок к выручке или уровню вакантности объекта. На рынке наступило «время арендатора».

Правда, даже гибкая рентная политика уже не является панацеей: некоторые крупные объекты, владельцы которых готовы идти на уступки операторам, заполняются невысокими темпами.

Отдельные девелоперы стараются перенести сроки открытия. Ведь если запускать торговый центр с полупустой галереей, то можно разочаровать потребителя. В итоге он устремится в другие объекты, так же поступят и ритейлеры. Хотя в Москве и Санкт-Петербурге некоторые торговые центры открываются даже с заполняемостью в 20—30 %, но это скорее от безысходности.
Четверть запланированных на текущий год объектов уже «переехали» хотя и в обозримое, но все же будущее. В начале года застройщики планировали ввести в строй 207 тыс.

кв. м, но, по оценкам «Твоей столицы», город получит лишь около 132 тыс. кв. м. Рынок оказался на торговой «диете»: действующие в стране операторы сокращают или оптимизируют программы по расширению своих сетей, а мировые бренды решили повременить с выходом на белорусский рынок.


Тени «гигантов»


В наиболее уязвимом положении оказались крупные торговые центры полезной площадью свыше 30 тыс. кв. м. Заполнить их силами уже представленных в стране операторов практически невозможно. «Многие девелоперы пытались привлечь бренды мировой величины вроде Zara и H&M, но их попытки оказались тщетными. И причина кроется не в дефиците достойных объектов (их как раз с каждым годом становится все больше), а в отсутствии желания работать в Беларуси напрямую», — пояснил Д. Дробышев.

Сейчас в Минске строят семь крупных торговых центров: GreenCity, DanaMall, GalleriaMinsk, «Магнит Минска», MOMO, «Гулливер»

и «Деревню гипермаркетов». «Планировалось, что минимум три из них откроются в текущем году. Однако сроки ожидаемо переносятся: в итоге GreenCity откроется в лучшем случае во втором полугодии, а остальные объекты и вовсе «переедут» на следующие годы», — предполагает собеседник.

Чтобы площади не пустовали, владельцы крупных объектов создают собственный розничный бизнес — открывают магазины по франшизе. Таким образом можно заполнить часть торгового пространства и заодно оперативно отслеживать ситуацию в объекте.

Более уверенно чувствуют себя недавно открывшиеся торговые центры. Они уже привлекли «якорных» арендаторов, в большинстве своем заполнили торговые галереи и теперь зовут брендовые сети не в «пустоту», а в уже функционирующие объекты. Это касается таких торговых центров, как «Замок», Galileo и «Титан».

Выигрышно смотрятся и объекты с оригинальной концепцией — вроде центра распродаж Leto, который должен открыться в Минске к концу лета. Его особенность — в продаже товаров по выгодным ценам и круглогодичных распродажах. Предполагается, что в торговом центре цены на товары будут гораздо ниже, чем в обычных объектах. По сути, речь идет об аналоге аутлета, что в текущих экономических условиях может иметь высокий спрос у населения.

Больший интерес для открытия торговых центров стали представлять строящиеся спальные районы. Получить земельный участок там проще, а конкуренция ниже. Районные торговые центры площадью до 10 тыс. «квадратов» могут относительно быстро привлечь арендаторов и стать основным местом для шопинга в микрорайоне.


В поисках трафика


Существенную активность среди арендаторов проявляют продуктовые ритейлеры. Привлечение сильного продуктового бренда — один из факторов успеха торгового центра. Без него трудно обеспечить объекту высокий поток посетителей. При этом продуктовые сети, в отличие от других операторов, продолжают развиваться и стараются увеличивать свою долю на рынке.

При выборе торгового центра основную роль, как и раньше, играют его месторасположение и концепция. Наибольший интерес для брендовых сетей представляют объекты в центре города и у станций метро.

Все больше владельцев торговых центров задумываются о функциональном зонировании и модели движения посетителей внутри объекта. Если раньше «нарезка» помещений осуществлялась стихийно, по мере появления арендаторов, то сейчас операторов стараются группировать, чтобы обеспечить им больший охват.

Вернуть потерянные позиции рынок торговой недвижимости сможет не скоро — предположительно, не ранее середины 2016 года. При этом объем предложения постепенно будет снижаться: застройщики и инвесторы сворачивают или приостанавливают «бумажные» проекты.

Часть объектов может оказаться в числе долгостроев, в первую очередь те, что строятся долевым способом и не имеют серьезной финансовой подпитки. В то же время большинство реализуемых проектов будут завершены. «Собственник строящегося объекта будет стараться как можно быстрее ввести его в строй, поскольку затягивание сроков грозит серьезными издержками и дурной репутацией», — считает Д. Дробышев.

http://www.belmarket.by/

 

Выгодные курсы валют 25/06

покупка продажа
USD 1,9920 1,9970
EUR 2,3200 2,3300
100 RUB 3,1520 3,1600
EUR/USD 1,1620 1,1690
все курсы

Курсы валют НБ РБ

24/06 25/06
1 USD 1,9961 1,9961 +0,0000
1 EUR 2,3275 2,3275 +0,0000
100 RUB 3,1586 3,1586 +0,0000
все курсы валют