Главная arrow Новости arrow В Беларуси arrow Несущественный 1%

Несущественный 1%

07.10.2014 г.
Несущественное на первый взгляд повышение налоговой нагрузки на доходы населения на 1% на самом деле является важным как для бюджета, так и для предприятий.

Вопрос о повышении ставки подоходного налога на 1% с 1 января 2015 года практически решен. Очевидно, что ее рост приведет к дополнительным поступлениям в бюджет.

При уровне занятости 4,48 млн. человек и среднемесячной заработной плате 6,45 млн. BYR, зафиксированных в июле 2014 года, дополнительные поступления в бюджет составят порядка 3,5 трлн. BYR в год. Очевидно, что при планируемом росте номинальной зарплаты суммы поступлений в бюджет будут большими.

Кто получит деньги


Насколько это существенно для бюджета, можно оценить по плановым поступлениям в бюджет в 2014 году. Так, на 2014 год налоговые поступления в Минске запланированы в сумме 27,8 трлн. BYR, в том числе подоходный налог — 10 трлн. BYR. Бюджет Минска сопоставим с местными бюджетами всех остальных областей вместе взятых.

Например, налоговые поступления в бюджет Витебской области на 2014 год запланированы в сумме 3,2 трлн. BYR, в том числе подоходный налог — 0,8 трлн. BYR. Налоговые поступления бюджета Минской области — 3,7 трлн. BYR, в том числе подоходный налог — 0,4 трлн. BYR.

На первый взгляд, данные цифры выглядят странно: население Минской области больше населения Витебской области, а поступления подоходного налога — меньше. В данном расхождении кроется суть межбюджетных отношений в Беларуси.

Местные бюджеты состоят из двух уровней: бюджет области и бюджеты районов. Подоходный налог распределяется между областным и районным бюджетами, то есть часть денег от собранного подоходного налога поступает в областной бюджет, а часть — в районный.

Пример с Витебской и Минской областями свидетельствует, что в данных регионах принцип распределения подоходного налога отличается. В Витебской области большая часть подоходного налога поступает в областной бюджет, а в Минской области — в районные бюджеты.

Столь подробный анализ межбюджетных отношений важен по следующей причине. Очевидно, что дополнительные поступления в бюджет от повышения ставки подоходного налога будут существенными (сопоставимыми с областным бюджетом Минской области), а соответственно, важным становится вопрос о том, кто будет распоряжаться данными денежными средствами.

Ведь президент, вынося предложение о повышении ставки подоходного налога, заявлял, что эти деньги пойдут на поддержку многодетных семей, то есть "на детей".

Если деньги будут поступать напрямую в районные бюджеты, которые непосредственно финансируют, например, здравоохранение и образование, косвенно влияющие на уровень жизни, а соответственно, и на рождаемость, тогда экономический смысл в повышении подоходного налога есть.

В этом случае у власти на местах появятся дополнительные финансовые ресурсы для повышения уровня жизни в регионах, и это косвенно может поспособствовать повышению рождаемости.

Если же с 2015 года изменятся межбюджетные отношения (последнее возможно в случае внесения изменений в Бюджетный кодекс), то очевидно, что дополнительные поступления будут централизованы в областном или республиканском бюджете. В этом случае достижение роста рождаемости за счет повышения налоговой нагрузки по подоходному налогу сомнительно.

Республиканский бюджет является фондом, из которого финансируются общереспубликанские потребности государства (в том числе и погашение растущего внешнего долга), а соответственно, до конечных получателей (родителей новых граждан РБ) деньги могут и не дойти.

Работодатели заплатят дважды


Второй сферой жизнедеятельности, на которую окажет влияние рост подоходного налога, является налоговая нагрузка на предприятия. Хотя формально подоходный налог уплачивается из доходов физического лица, по факту ответственность за уплату подоходного налога государство возложило на предприятия (налоговых агентов).

Предприятия, помимо исчисления и уплаты налога, определяют размер заработной платы работников. При этом ее размер, как правило, утверждается "чистым", без учета подоходного налога. В связи с этим рост подоходного налога на 1% потребует от нанимателей повысить своим работникам как минимум на столько же и заработную плату. В противном случае работники могут просто уволиться, что невыгодно ни одному предприятию.

При этом повышение размера оплаты труда приведет к дополнительным отчислениям предприятий. Как известно, из заработной платы, помимо подоходного налога, уплачиваются и отчисления в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН).

Если основываться на предположительной сумме дополнительного дохода бюджета, приведенного выше, то компенсация работникам дополнительных отчислений подоходного налога предполагает повышение фонда оплаты труда минимум на 3,5 трлн. BYR. С этой же суммы нужно будет уплатить отчисления в ФСЗН в размере 1,2 трлн. BYR, или 35%.

Суммарные дополнительные расходы бизнеса составят около 5 трлн. BYR. При этом чем выше уровень оплаты труда на предприятии, тем больше будет сумма, на которую предприятие увеличит свои расходы. Таким образом, государство получит дополнительный доход дважды: как в бюджет, так и в ФСЗН.

Впрочем, это произойдет в том случае, если у предприятий найдутся финансовые ресурсы для повышения зарплаты и бизнес не захочет перейти на схемы выплаты заработной платы в конвертах.

Для тех же законопослушных предприятий, которые всегда работают легально, хочется посоветовать следующие мероприятия для минимизации последствий роста налоговой нагрузки. Во-первых, следует оценить эффективность работы кадров с целью оптимизации их численности в рамках существующего фонда оплаты труда.

Во-вторых, важно внимательно изучить главу 16 Налогового кодекса, в которой описывается порядок уплаты подоходного налога, а также возможные льготы по его исчислению. Если предприятие не может сделать это самостоятельно, то можно пригласить внешних специалистов — аудиторов или консультантов по налоговому планированию, которые помогут оптимизировать налоговую нагрузку в рамках действующего законодательства, не нарушая его.

От человека — к государству


В заключение отметим, что рост налоговой нагрузки, какими бы благими целями его ни обосновывали (забота о детях, стариках, больных и т. д.), всегда является перераспределением денег от населения к государству. То есть государство в лице чиновников получает больше денег для достижения общегосударственных целей.

В этой ситуации важно, насколько эффективно существующая государственная система может выполнять свои функции по расходованию средств бюджета. Ответ на данный вопрос каждый из нас может дать сам, исходя их своего опыта общения с чиновниками или контактов с нашей системой образования, здравоохранения и т. д. И каждый сможет сам определить степень необходимости и обоснованности роста налоговой нагрузки по подоходному налогу на 1%, когда в 2015 году получит расчетный листок.

http://www.belmarket.by/


 

Выгодные курсы валют 15/12

покупка продажа
USD 2,0280 2,0320
EUR 2,3900 2,3980
100 RUB 3,4430 3,4580
EUR/USD 1,1770 1,1800
все курсы

Курсы валют НБ РБ

14/12 15/12
1 USD 2,0378 2,0277 -0,0101
1 EUR 2,3937 2,3963 +0,0026
100 RUB 3,4463 3,4534 +0,0071
все курсы валют