Главная arrow Новости arrow В Беларуси arrow Бремя перекрестного субсидирования — белорусской власти нет общего понимания, как решать эту проблему

Бремя перекрестного субсидирования — белорусской власти нет общего понимания, как решать эту проблему

14.09.2014 г.
Ликвидировать перекрестное субсидирование в системе ЖКХ правительство Беларуси собирается до 2017 года. Это означает, что население будет полностью самостоятельно платить за коммунальные услуги, а с предприятий снимут эту тяжелую ношу. Справятся ли власти с задачей на этот раз?

Перекрестное субсидирование в энергетике — это большая проблема для всей экономики. За то, что недоплачивают граждане, платят предприятия. А то, что переплатили предприятия, потом возмещают граждане, переплачивая за колбасу, одежду и другие товары.

Такая система, во-первых, не мотивирует бытовых потребителей и предприятия к эффективному потреблению тепловой энергии. Во-вторых, это дополнительная обуза для предприятий, которая снижает их конкурентоспособность.

С другой стороны, государство вкладывает в развитие энергетической отрасли большие деньги. В частности, с 2012 по 2016 год на эти цели запланировано направить более 5 млрд. USD. Но, увы, по показателю энергоемкости и себестоимости продукции эти инвестиции так и не приблизили белорусские предприятия к европейским странам.

Да и энерготарифы для отечественных промышленных потребителей уже превысили среднеевропейский уровень, хотя электроэнергия в Беларуси вырабатывается на российском газе, который для страны примерно в 3 раза дешевле, чем для европейских стран.

Одна из причин таких парадоксов белорусской энергетики кроется в перекрестном субсидировании.

Недавно правительство в очередной раз объявило о готовности полностью уйти от перекрестного субсидирования в сфере ЖКХ до 2017 года, надеясь, что это в первую очередь приведет к снижению нагрузки на реальный сектор экономики.

Поэтому в проект бюджета на 2015 год попала установка снизить перекрестное субсидирование на 4 процентных пункта — с 11 до 7%. Лидером тарифной реформы должна стать электроэнергетика. Правительство заявило, что уже к 2015 году тарифы на электроэнергию для населения должны покрывать себестоимость ее выработки (пока они покрывают лишь около 78% затрат).

Получается, что до нужного результата осталось совсем немного. Но так ли это на самом деле?

С ним борются, а оно растет.


Трудно поверить, но, оказывается, в Беларуси перекрестное субсидирование в электроэнергетике было ликвидировано еще в 2003 году.

Об этом заявил гендиректор концерна "Белэнерго" Сергей Белый в своем выступлении на Белорусском энергетическом конгрессе в октябре 2003 года. По его словам, процент оплаты потребленной в стране электроэнергии составил 107% от стоимости потребленной энергии.

Что касается тепловой энергии, то, как было сказано, население оплачивает 77% от ее стоимости (остальное платят промышленные предприятия), но в ближайшие 2-3 года правительство намерено уйти от перекрестного субсидирования в этой сфере, подчеркнул тогда С. Белый.

Прошло более 10 лет, а проблема так и не решена. Напротив, объем перекрестного субсидирования увеличился.

Свежа в памяти Госпрограмма развития белорусской энергетической системы на 2011-2015 годы. Согласно этому документу, перекрестное субсидирование для потребителей природного газа должно было исчезнуть к 2013 году, а в 2014 году — и для тепло- и электроснабжения.

И если есть надежда, что тарифы на электроэнергию вскоре удастся приблизить к себестоимости, то на тепловую энергию - весьма сомнительно. Слишком неподъемной выглядит эта задача, если пока тарифы на тепло для населения в Беларуси, согласно оценкам экспертов Всемирного банка, покрывают лишь 10-21% затрат на его производство.

Есть еще одна причина, позволяющая усомниться в реальности решения этой задачи. Можно ли к 2017 году уйти от перекрестного субсидирования в сфере ЖКХ, если по решению президента Беларуси установлено ограничение увеличения стоимости коммунальных услуг (их цена может расти не более чем на 5 USD)?

Тем более что издержки на производство тепла продолжают увеличиваться, а уровень возмещения затрат — снижаться (в том числе и из-за инфляции).

Не те приоритеты.


Самое главное — на уровне власти до сих пор четко не обозначена стратегия решения этой проблемы.

Во время посещения Березовской ГРЭС в августе А. Лукашенко среди застарелых проблем энергетической отрасли вновь назвал проблему создания справедливой и прозрачной системы формирования тарифов на электроэнергию для субъектов хозяйствования и населения.

Кто спорит: проблема есть. Еще в апреле 2013 года на совещании у А. Лукашенко очень много и эмоционально говорилось об отсутствии в стране прозрачного механизма формирования тарифов и о снижении издержек в энергосистеме. Тогда была создана специальная комиссия, которая работала над этим вопросом.

В феврале 2014 года по распоряжению А. Лукашенко также была создана рабочая группа по решению проблемных вопросов ЖКХ. Выводы, которые она сделала, повторяют правильные декларации: совершенствование госуправления и контроля в ЖКХ, снижение затрат на оказание услуг, повышение финансовой и платежной дисциплины в отрасли, совершенствование формирования цен и тарифов, установление дополнительной ответственности за нарушения в сфере ЖКХ.

Оптимизация издержек в отрасли — дело, конечно, хорошее. Административным образом их можно немного ужать, сократить персонал и т. д. Однако если не изменить саму систему, она в любом случае продолжит генерировать издержки.

Не случайно министр энергетики Беларуси Владимир Потупчик пытался обратить внимание А. Лукашенко на системные проблемы отрасли. Он заметил, что при цене на газ в 1,7 раза выше, чем в России, Беларусь имеет одинаковую себестоимость выработки электрической и тепловой энергии. В то же время тарифы для реального сектора экономики в Беларуси выше, что обусловлено перекрестным субсидированием, — по этой причине тарифы для населения в Беларуси в 5 раз ниже, чем в России.

Однако проблема перекрестного субсидирования А. Лукашенко, похоже, интересовала куда меньше, чем система формирования тарифов на электроэнергию.

"Надо внимательно посмотреть. У нас привыкли: вот мы народ содержим, поэтому у нас плохо, реальный сектор кувыркается... Надо серьезно посмотреть и по другим вопросам", — заявил А. Лукашенко, обращаясь к первому заместителю председателя Комитета госконтроля Леониду Анфимову.

Решать эти вопросы административным образом, конечно же, никто не возбраняет. Но большого эффекта ожидать не стоит, пока в системе

Минэнерго не налажен раздельный учет затрат на производство, доставку и распределение электроэнергии. В результате все свои затраты энергетики бросают в одну "топку" (кстати, именно на это обстоятельство обратил внимание в ходе апрельского совещания в 2013 году глава Администрации президента Андрей Кобяков).

Табу на реформы.


Похоже, правительство уже понимает, что может сделать систему формирования тарифов прозрачной, — это реформа всей энергетической отрасли.

Идеи реформы заложены в проекте закона об электроэнергетике, концепция которого была одобрена на заседании президиума Совмина 28 января текущего года.

На практике реализация планов позволит разделить виды деятельности на конкурентные и монопольные и выделить в рамках существующей структуры генерирующие мощности, передающую компанию и тех, кто реально занимается распределением и сбытом электроэнергии.

"Это позволит сделать прозрачной систему формирования наших тарифов"
, — подчеркнул, комментируя законопроект, министр энергетики В. Потупчик.

В рамках реформ предполагается выделить генерацию в составе 12 станций высокого давления, а также энергонадзор. Это будет самостоятельное учреждение, которое станет выполнять надзорные функции, причем не только в системе энергетики, но и в целом в народном хозяйстве Беларуси.

Это создаст предпосылки для того, чтобы в стране появились субъекты белорусского энергетического рынка - генерирующая компания, оператор оптового рынка, передающая компания, а также энергоснабжающие организации, которые будут в основном работать на белорусском розничном рынке. Реализовать первые 2 этапа реформы предполагается в течение 2014-2015 годов.

"Последний шаг мы сделаем только после того, как будет полностью ликвидировано перекрестное субсидирование. Без этого условия создать белорусский энергетический рынок невозможно", — считает В. Потупчик.

Между тем время уходит, а реформа энергетической отрасли с места так и не сдвинулась.

Следует заметить, что правительство не в первый раз подступается к реформам в энергетической сфере. В 2003 году по инициативе "Белэнерго" было подготовлено 4 варианта реструктуризации белорусской энергосистемы, целью которых было создание эффективной структуры, стимулирующей снижение издержек в отрасли.

Концепция реформ должна была обсуждаться еще 31 декабря 2003 года на специальном совещании с участием А. Лукашенко — кстати, тоже на Березовской ГРЭС, где в этот день состоялась торжественная церемония пуска энергоблока № 4 электростанции. Однако тогда вопрос о реформе белорусской энергосистемы из повестки был спешно исключен и позже на многие годы на слово "реформа" в отношении энергоотрасли было наложено табу.

Спустя почти 11 лет в отрасли ничего не изменилось — о грядущих реформах в ключевой отрасли в ходе посещения А. Лукашенко Березовской ГРЭС в августе опять не было сказано ни слова.

http://www.belmarket.by/

 

Выгодные курсы валют 19/11

покупка продажа
USD 2,0050 2,0080
EUR 2,3610 2,3680
100 RUB 3,3600 3,3700
EUR/USD 1,1760 1,1810
все курсы

Курсы валют НБ РБ

19/11 20/11
1 USD 2,0050 2,0050 +0,0000
1 EUR 2,3648 2,3648 +0,0000
100 RUB 3,3615 3,3615 +0,0000
все курсы валют