Главная arrow Новости arrow В Беларуси arrow Бюджет под выборы: сбалансированный бюджет на 2015 год предполагает увеличение ставок некоторых налогов

Бюджет под выборы: сбалансированный бюджет на 2015 год предполагает увеличение ставок некоторых налогов

14.09.2014 г.
Президиум Совмина 2 сентября рассмотрел проект бюджета на 2015 год. Премьер-министр Михаил Мясникович, как следует из материалов пресс-службы правительства, обратил внимание на то, что будущий год особый, так как завершается пятилетка.

В связи с этим правительство и Нацбанк должны взять на себя особые обязательства, подчеркнул премьер.

Особый год, особые хлопоты.


Отметим, что завершение пятилетки в нашей стране совпадает с завершением очередного президентского срока. И в этом смысле год действительно особый, при этом дополнительную "изюминку" текущему моменту добавляет то, что вся пока еще не завершившаяся пятилетка оказалась кризисной с точки зрения экономики, причем начало этому кризису положил особый завершающий год предыдущей пятилетки.

Напомним, конец прошлой пятилетки, которая начиналась с бурных темпов роста всего подряд, был ознаменован острой фазой мирового финансового кризиса (в середине сентября мир отметит уже шестую годовщину его начала). Белорусская экономическая модель оказалась слишком чувствительной к этому внешнему шоку и могла бы схлопнуться уже в 2009 году, если бы на помощь не пришел Международный валютный фонд с кредитной поддержкой.

Белорусскому "экономическому чуду", возможно, удалось бы удержаться несколько лет на уровне вялотекущей стагнации, если бы не бесшабашность, с которой власть управляла экономикой в следующем, 2010 году. Деньги вбрасывали в экономику такими темпами и в таких объемах, что казалось, будто власть не собиралась расхлебывать потом последствия своей эмиссионной политики. Но в результате она победила на выборах, а экономику победил кризис.

В итоге мы подошли к завершающему году нынешней пятилетки с невыполненными обещаниями, данными властью в последний год прошлой. Например, по одному из главных макроэкономических показателей — инфляции — удалось "перевыполнить" план вдвое.

"При уменьшении инфляции до 5-6% ставка рефинансирования Национального банка к концу 2015 года будет снижена до 6-8% годовых", - так в 2010 году в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы виделась перспектива макроэкономической стабильности.

Прогноз по инфляции — 12,5%.


Сегодняшний прогноз на завершающий год пятилетки по инфляции — 12,5%. Этот показатель в материалах по итогам заседания президиума Совмина присутствует неявно. Параметр упоминается в качестве коэффициента корректировки ставок акцизов на некоторые группы подакцизных товаров. На эти "другие" группы подакцизных товаров ставки будут подняты "в среднем на прогнозный параметр инфляции, то есть на 12,5%", сообщает пресс-служба правительства.

Таким образом, рост ставок акцизов на "другие" группы товаров окажется выше, чем рост по таким доходным с точки зрения бюджета позициям, как алкоголь и бензин. На эти товары ставку акцизов предполагается поднять на 10%. А вот на табачные изделия акциз может увеличиться на 15-30% с сохранением трех ценовых сегментов.

Рост ставок акцизов в Беларуси наблюдается уже несколько лет подряд, и связано это с согласованием акцизной политики в рамках Единого экономического пространства (прежде всего имеются в виду акцизы на алкоголь и табак) и уравниванием ставок до российского уровня в целях устранения ценовых перекосов. Это также подчеркивает сохраняющуюся зависимость доходной части бюджетов трех стран от подакцизных товаров. Когда доходы бюджета растут с трудом, самый простой способ — повысить акцизы.

"Адаптировать ставки к инфляционным процессам" предполагается и по налогам, ставки по которым установлены в белорусских рублях. В частности, это касается земельного, экологического налогов, единого налога с ИП.

Корректировка ставок с учетом уровня инфляции — вынужденный шаг. Невыполнение в последние годы прогноза по инфляции создает проблемы для бюджета, так как сокращает реальные доходы, но при этом увеличивает расходы. В частности, закладывая в бюджет суммы, направляемые на компенсацию ставок по кредитам, Минфин вынужден из года в год выплачивать больше в связи с тем, что ставка рефинансирования, которая устанавливается в зависимости от инфляции, не опускается в последние годы до запланированного уровня.

Налог на повышение зарплаты.


Но самым значительным изменением в налогообложении в следующем году станет повышение ставки подоходного налога с 12 до 13%. Это повышение коснется всех работающих граждан.

Впервые о возможности повышения ставки подоходного налога рассказал Александр Лукашенко на совещании, посвященном мерам по поддержке многодетных семей. Тогда глава государства заявил, что этот 1% пойдет "на детей".

В сообщении пресс-службы с заседания президиума Совмина нет следов того, что при повышении ставки подоходного налога будет создан какой-то специальный бюджетный фонд для аккумулирования дополнительных доходов. Так что посмеем предположить, что деньги, полученные от повышения ставки подоходного налога, пойдут туда же, куда и раньше шла основная часть данного налога, — в местные бюджеты.

Повышение ставки подоходного налога можно считать делом практически решенным. Раз это одобрено на уровне президента, то вряд ли кто-то в правительстве или в Национальном собрании будет протестовать. Тем более что население, которое и будет платить этот налог, отнеслось к перспективе сокращения выданной на руки заработной платы совершенно индифферентно.

Вероятно, все рассчитывают на то, что увеличение налоговых выплат "прикроет" номинальное повышение зарплат. В этом смысле решение о повышении ставки подоходного налога можно признать весьма логичным: раз уж придется повышать в год выборов зарплату бюджетникам, то пусть в бюджет вернется хоть что-то от этого повышения. А если такое повышение будет более интенсивным, чем запланирует Минфин, то тогда бюджет и вовсе получит дополнительные доходы сверх плана. Если же это разгонит инфляцию, то Минфин подстраховался: в этом случае он будет индексировать ставки остальных налогов.

Банки заплатят с прибыли.


Очевидно, что повышение ставки подоходного налога будет предпринято вместо предложенного ранее Минфином повышения ставки НДС. По крайней мере, на заседании президиума об увеличении налога на добавленную стоимость не упоминалось. Но вместе с идеей повышения ставки НДС похоронена также идея понижения ставки налога на прибыль.

Более того, ставку налога на прибыль предлагается увеличить, но только для одного сегмента экономики — банковского, причем довольно существенно. Ставку налога на прибыль банков предлагается повысить с 18 до 25%.

Доходы банков в последние кризисные годы не дают покоя правительству и представителям реального сектора. Высокую прибыль формируют высокие ставки по кредитам и межбанковским депозитам, а также различные комиссионные доходы по операциям, которые помогают обходить запреты регулятора.

Например, глава Банка развития Сергей Румас, представляя зимой текущего года отчет об итогах работы банка за 2013 год, не стал скрывать, что часть полученной в прошлом году прибыли (Банк развития стал лидером по данному показателю за 2013 год) была получена за счет получения доходов при размещении "лишней" ликвидности на рынке МБК.

Основную прибыль (в валовом выражении) формируют в белорусской банковской системе государственные банки. Поэтому основные доходы от увеличения ставки налога на прибыль банков бюджет получит прежде всего от госсектора. То есть получается такой круговорот бюджетных денег.

Что же касается негосударственных банков, то увеличение налогов, конечно, снизит дивиденды, получаемые акционерами, но и здесь государство решило действовать по принципу: "Бог дал, Бог взял". В том смысле, что раз уж государство создало кризисную ситуацию, которая позволила банкам получить дополнительный доход, то пусть они этим доходом с государством поделятся.

То есть это что-то вроде нефтяной ренты. Кстати, и она также предусмотрена в бюджете. "В целях расширения ресурсной базы бюджетов предлагается ввести специальный сбор за право экспорта сырой нефти, добываемой в Беларуси", — сказано в сообщении пресс-службы правительства.

Таким образом, Минфин, задача которого при подготовке бюджета состояла в изыскании новых источников доходов без глобального ухудшения условий для предприятий и населения в год выборов, выскреб все имеющиеся налоговые "сусеки".

Можно было бы, конечно, пойти на то, чтобы сделать в такой особый год бюджет дефицитным, однако источники погашения дефицита не просматриваются. В следующем году Беларуси придется погасить 4 млрд. USD по внешнему госдолгу. Так что если и будут какие-то заимствования, то их направят прежде всего на эти цели. Можно было бы что-нибудь продать, но приватизацию в "особый" год уж точно никто проводить не будет.

http://www.belmarket.by/


 

Выгодные курсы валют 24/11

покупка продажа
USD 1,9990 2,0040
EUR 2,3640 2,3730
100 RUB 3,4100 3,4170
EUR/USD 1,1800 1,1860
все курсы

Курсы валют НБ РБ

23/11 24/11
1 USD 2,0031 1,9968 -0,0063
1 EUR 2,3553 2,3635 +0,0082
100 RUB 3,3939 3,4153 +0,0214
все курсы валют