Главная arrow Новости arrow В Беларуси arrow Страсти по бензину

Страсти по бензину

05.09.2014 г.
Запретить поставки российской нефти в Беларусь предложил российский депутат вслед за тем, как 4 августа вопрос поставок белорусского топлива в Украину обсудили по телефону Петр Порошенко и Александр Лукашенко.

БНК поставляет бензин туда, куда выгоднее


"Беларусь понимает остроту этого вопроса с учетом уборочной кампании и поэтому, несмотря на внутренние потребности, окажет содействие Украине в обеспечении ее экономики нефтепродуктами", — цитирует слова А. Лукашенко его пресс-служба.

Вслед за этим член комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Роман Худяков в интервью радиостанции "Говорит Москва" назвал действия белорусского президента "недружественными" и в отместку предложил вообще запретить поставки российской нефти в Беларусь.

Подобными заявлениями в сегодняшней России никого не удивишь. Оно лишний раз доказывает, что энергоносители для РФ — оружие против всех, кто "шагает не в ногу". Даже ближайших союзников.

Не хотелось бы, однако, чтобы оно стало началом антибелорусской кампании в России в такой чувствительной для Беларуси сфере, как нефтянка. Беларусь здесь абсолютно уязвима, учитывая ее тотальную зависимость от российской нефти. И все же, хоть страна и покупает сырье в России на льготных условиях благодаря интеграционным соглашениям, права самостоятельно торговать продукцией переработки этого сырья Беларусь пока никто не лишал.

Отметим, что официальной реакции на публичное заявление российского депутата с белорусской стороны не последовало.

Доля рынка выросла.


Белорусское руководство не скрывает, что Украина - важнейший торговый партнер Беларуси. На южную соседку приходится около 11% белорусского экспорта. Поставки нефтепродуктов на украинский рынок традиционно вносят самую большую лепту в объем товарооборота между двумя странами, обеспечивая Беларуси положительное сальдо.

Также не секрет, что Украина для поставок белорусского автомобильного топлива остается самым привлекательным рынком с точки зрения логистики поставок и самым высокомаржинальным с точки зрения доходности продаж.

По оценкам "Консалтинговой группы А-95" (Киев), пару лет назад украинский рынок позволял белорусам получать премию в размере примерно 50 USD на каждой тонне нефтепродуктов, так как цена поставок нефтепродуктов в Украину была на 60-70 USD/т выше, чем при поставках через страны Балтии.

Невзирая на некоторое ухудшение конъюнктуры в этом году, объемы поставок белорусского топлива в Украину в первом полугодии сохранились практически на уровне прошлого года: чуть снизились поставки бензина, но увеличились поставки дизтоплива. Белорусам в этом году удалось потеснить в Украине российские компании, — "Газпром нефть", "Роснефть", ЛУКОЙЛ, которые снизили поставки нефтепродуктов в Украину из-за рисков.

Украина — импортер автомобильного топлива. Импортное топливо на украинском рынке нефтепродуктов занимает около 75%. По данным украинской "Консалтинговой группы А-95", в январе - июне 2014 года импорт бензинов в Украину сократился на 21%, до 899 тыс. тонн.

В то же время доля белорусского бензина в структуре всего импорта выросла с 48 до 55%. Импорт дизтоплива за это время сократился на 19%, до 1,778 млн. тонн. При этом поставки белорусского дизтоплива выросли на 13%, до 1,137 млн. тонн, а его доля в импорте увеличилась с 46 до 64%.

НПЗ готовятся к ремонтам.


Тем не менее значение вопроса поставок белорусских нефтепродуктов в Украину, ставшего темой обсуждения двух президентов, на наш взгляд, сильно преувеличено.

При сегодняшних вызовах для украинского рынка нефтепродуктов поставки белорусского топлива в Украину, конечно же, важны, но это не является вопросом жизни и смерти. Дело в том, что украинский топливный рынок регулируется рыночными законами, он весьма либеральный (пошлины на ввоз нефтепродуктов в Украину отменены в мае 2005 года, и с тех пор топливо поставляется в страну беспошлинно), поэтому компании из более чем 10 стран поставляют на этот рынок свое топливо.

В принципе, нефтяной вопрос вряд ли вообще стал бы темой для обсуждения двух президентов, если бы не предстоящий ремонт двух белорусских НПЗ. "Нафтан" и Мозырский НПЗ ежегодно останавливают свои мощности для ремонта: на текущий ремонт, который длится 2-3 недели, или же на капитальный — он продолжается в течение месяца.

В прошлом году на капремонт останавливался Мозырский НПЗ, поэтому в текущем году он остановит на ремонт (с середины третьей декады сентября до третьей декады октября) одну из установок по первичной переработке нефти.

Зато "Нафтан" в этом году проведет масштабный капремонт головной установки предприятия по первичной переработке нефти АВТ-6, что повлечет остановку практически 70% мощностей завода. Ремонт продлится до середины сентября. Завод заблаговременно приступил к созданию запасов автомобильного топлива в целях недопущения его дефицита на внутреннем рынке. Об этом спецэкспортер белорусских нефтепродуктов — Белорусская нефтяная компания (БНК) - заранее поставил в известность своих контрагентов в Украине.

Ситуация на нефтяном рынке Украины осложнилась тем, что в конце июля ЛУКОЙЛ, владеющий около 240 АЗС и 6 нефтебазами на территории Украины, продал их австрийской AMIC, ссылаясь на риски и снижение экономической эффективности своей работы в этой стране. В Украине работает еще одна российская компания - "Роснефть", которая владеет Лисичанским НПЗ и сетью заправок. Эта компания пока о своих планах уйти с украинского рынка не заявляла.

Причины российского ажиотажа.


Между тем в последнее время повысилась привлекательность российского рынка для экспорта белорусского топлива. Розничные цены на бензин в июле в России выросли по сравнению с июнем на 1,5%, составив в среднем по стране 31,3 RUB за литр АИ-92. В годовом выражении рост составил 10%, обогнав динамику инфляции (7,5%).

Как и в прошлом году, июль стал месяцем бурного роста оптовых цен: индекс АИ-92 на СПбМТСБ увеличился примерно на 17%, достигнув максимального значения за историю биржевых торгов и преодолев отметку 40 тыс. RUB за тонну. В августе эксперты ждут дальнейшего роста в России как оптовых, так и розничных цен на бензины и дизтопливо.

По оценкам экспертов, ажиотаж был вызван рядом факторов, которые усугубил традиционно высокий летний спрос: участники рынка опасались снижения продаж топлива после ряда аварий (прежде всего на Ачинском НПЗ "Роснефти", в результате чего рынок недополучил примерно 100 тыс. тонн бензина в месяц) и одновременно готовились к ремонтам крупных НПЗ, которые начнутся с начала сентября.

К тому же ранее Минэнерго РФ потребовало от нефтяных компаний сформировать к 1 сентября запасы бензина на уровне 1,75 млн. тонн. Между тем, по оценкам Минэнерго РФ, в этом году невыполнение производственного плана по высокооктановым бензинам может составить 1 млн. тонн.

При этом в первом полугодии, по данным ЦДУ ТЭК, российские нефтяники снизили выпуск бензинов в целом на 1,4%. Этот объем был замещен поставками белорусского топлива. В это время БНК заметно увеличила поставки бензинов на российский рынок: в первом полугодии продажи увеличились на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 405 тыс. тонн. В осенние месяцы поставки составляли примерно по 120 тыс. тонн в месяц.

Между тем отметим, что пока между Беларусью и Россией нет четких договоренностей относительно объемов поставок белорусских нефтепродуктов на российский рынок в 2014 году. Баланс по объемам поставок нефти в Беларусь на 2014 год согласован, а баланс обратных поставок на российский рынок — пока нет.

Белорусская сторона намерена согласовать с РФ объемы поставок своих нефтепродуктов на рынок РФ до 2016 года, чтобы более эффективно выстраивать стратегию экспортных поставок.

Предварительно стороны договорились, что в этом году Беларусь поставит на российский рынок 3 млн. тонн автомобильного топлива, в том числе 2 млн. тонн бензина и 1 млн. тонн дизельного топлива стандартов Евро-4 и Евро-5.

По настоянию белорусской стороны в протоколе к соглашению о поставках российской нефти теперь записано, что российские нефтяные компании, работающие в Беларуси на давальческих условиях, обязаны поставлять нефтепродукты на российский рынок пропорционально объемам переработки нефти в Беларуси.

Сейчас российские компании могут перерабатывать на белорусских НПЗ около 50% всего объема импортируемой из РФ нефти, но свою квоту немного не выбирают.

Справка "БР"

В 2013 году Беларусь поставила в Украину 2,98 млн. тонн нефтепродуктов на 2,85 млрд. USD, а в 2012 году на украинский рынок было поставлено 4,36 млн. тонн на 4,24 млрд. USD.
В январе - июне 2014 года белорусские НПЗ переработали 11,4 млн. тонн нефти, что на 1,2% больше по сравнению с тем же периодом 2013 года.


http://www.belmarket.by/

 

Выгодные курсы валют 18/11

покупка продажа
USD 2,0050 2,0080
EUR 2,3610 2,3680
100 RUB 3,3600 3,3700
EUR/USD 1,1760 1,1810
все курсы

Курсы валют НБ РБ

18/11 19/11
1 USD 2,0050 2,0050 +0,0000
1 EUR 2,3648 2,3648 +0,0000
100 RUB 3,3615 3,3615 +0,0000
все курсы валют