Главная arrow Новости arrow Авто arrow Дальше ехать некуда

Дальше ехать некуда

08.08.2014 г.
Санкции Евросоюза могут усугубить стагнацию экономики России и уменьшить ее спрос на белорусские инвестиционные товары, в особенности на грузовики.

Согласно информации исследовательской компании "АСМ-Холдинг", оптовые продажи грузовиков, включая легкие коммерческие, в январе - мае 2014 г. упали в годовом исчислении на 13,1%, до 91,9 тыс. единиц. Спад реализации грузовых авто зафиксирован во всех сегментах рынка.

Поставки автомобилей российской разработки в среднем сократились на 14,4%, до 41,2 тыс. единиц, а их рыночная доля уменьшилась с 45,5 до 44,8%. При этом крупнейший в России производитель автотехники КамАЗ за рассматриваемый период снизил продажи своей продукции на 8% относительно прошлогоднего уровня, до 13 тыс. штук. Продажи иномарок, собираемых в РФ, уменьшились на 33,2%, до 6,8 тыс. единиц.

По словам заместителя гендиректора "АСМ-холдинга" Александра Ковригина, постепенное снижение спроса не только на основные модели коммерческих машин, но и в целом на грузовые автомобили, наблюдается с начала текущего года. Несколько более стабилен спрос на среднетоннажные грузовики, так как они имеют более широкую область применения.

Что касается седельных тягачей, то наибольшее падение спроса "характерно для иностранных производителей". Чуть более выигрышно смотрятся недавно вышедшие на рынок аналогичные модели КамАЗов и МАЗов, которые при сопоставимых характеристиках заметно дешевле. Однако и те и другие проигрывают подержанным седельным тягачам, импортируемым из Европы.

Даешь стройки века.


Как считают на Камском автозаводе, главная причина падения продаж в том, что рынок тяжелых грузовиков - инвестиционно зависимый рынок, и чтобы эта продукция продавалась, в стране должны реализовываться крупные инвестиционные проекты, большие стройки, поддерживающие уверенность потенциальных покупателей большегрузной автотехники в завтрашнем дне.

С тем, что рынок грузового автотранспорта очень чувствителен к общему положению дел в экономике, согласен и советник генерального директора компании "Скания-Русь" Андрей Чурсин, возглавляющий комитет производителей коммерческого транспорта Ассоциации европейского бизнеса. По его мнению, именно ситуация в народном хозяйстве РФ привела к тому, что в течение последних двух лет продажи грузовой автотехники снижаются.

И эта тенденция сохраняется. Как полагают специалисты немецкого автомобильного концерна Daimler, по итогам 2014 г. также будет зафиксировано сжатие российского авторынка - как по причине сохраняющихся макроэкономических проблем, так и вследствие российско- украинского конфликта. Продажи автомобилей концерна в России также сокращаются: потери в реализации за II квартал 2014 г. выражаются "двузначным числом".

Ожидает спада продаж по итогам нынешнего года и Группа ГАЗ, правда, представитель ГАЗа затруднился дать более точный прогноз, указав, что многое будет зависеть от макроэкономических факторов и инвестиционной активности компаний.

Но не все автопроизводители настроены однозначно пессимистично. Видя корень зла в неблагоприятной рыночной конъюнктуре, выразившейся в снижении клиентской активности в первой половине 2014 г., представитель Volvo Group Trucks Олег Васильченко, тем не менее ожидает постепенного роста заказов на грузовую автотехнику во втором полугодии. Он надеется, что эти 6 месяцев будут благоприятнее предыдущих.

Надеется на лучшее будущее и аналитик банка "ВТБ Капитал" Владимир Беспалов, хотя и прогнозирует, что по итогам 2014 г. продажи грузовых машин упадут на 9%. Существующий тренд может измениться благодаря реализации крупных инфраструктурных проектов в 2015 г. (правительство РФ планирует потратить миллиарды на расширение БАМа и Транссиба, строительство моста через Керченский пролив и Центральной кольцевой автодороги вокруг Москвы и т. д.). Если эти проекты будут осуществлены, рост продаж грузовиков может составить 10%.

А пока уповаем на барина.


Проверить справедливость тех или иных прогнозов можно будет не скоро, а пока снижение спроса вызвало свертывание производства грузовых автомобилей на территории России: по итогам первых 6 месяцев 2014 г. на 21%, до 73.225 единиц. При этом выпуск иномарок сократился на 31%, российских брендов - на 19,4%. Импорт новых грузовиков в РФ в первой половине текущего года снизился на 16,5%, до 35.512 авто.

И хотя к концу текущего года спад производства грузовых машин несколько замедлится, по прогнозам "АСМ-Холдинга", снижение составит порядка 9,6%, и в России будет выпущено 184 тыс. грузовиков.

Надо сказать, что аналогичная российской ситуация наблюдается и в белорусском транспортном машиностроении. По данным Национального статистического комитета, за первое полугодие 2014 г. производство грузовых автомобилей в нашей стране сократилось на 31,8%, прицепов и полуприцепов автомобильных - на 25%, двигателей внутреннего сгорания - на 22%. И это совсем неудивительно, так как более 90% продукции отечественного автомобилестроения идет на экспорт и свыше 70% от этого количества - в Россию.

Провозглашенная правительством диверсификация внешних рынков ощутимых результатов в данной отрасли пока не принесла. Экономическое "здоровье" наших автозаводов по-прежнему определяется динамикой конъюнктуры на российском рынке. И не факт, что меры, предпринимаемые российским правительством по поддержке собственных автопроизводителей, будут учитывать интересы белорусских предприятий.

Как заявил на днях министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, Минпромторг в рабочем порядке согласовал с Минфином и Минэкономразвития пролонгацию постановления № 640 от 1 августа 2011 г., которое дает право субсидировать процентные ставки по кредитам в 2014 г. Документ предусматривает возмещение российским автопроизводителям части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов и модернизацию производства.

А вдруг допустят к пирогу.


Более полезным для белорусских производителей автомобильной, дорожной и строительной техники может оказаться другое постановление правительства России, вступившее в силу 14 июля 2014 г.

В соответствии с ним определен перечень машиностроительных товаров для госнужд, которые можно будет закупать только у российских производителей и у компаний из Беларуси и Казахстана. В список вошли 66 видов товаров, в частности автобусы, трамваи, экскаваторы, бульдозеры, грузовые машины для перевозки высокорадиоактивных материалов, автокраны, спецтехника для уборки улиц и машины аварийно-технических служб.

В преамбуле документа говорится, что запрет на закупку определенных видов техники вводится "в целях защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Комментируя содержание постановления, член комитета Госдумы РФ по транспорту Андрей Колесник отметил, что оно касается именно поставок из-за рубежа, в то время как покупать продукцию у компаний, которые работают в России, запрещено не будет.

Между тем, как отметил директор института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрей Яковлев, ввод этих ограничений в первую очередь можно расценивать как ответ на вводимые санкции в отношении России.

Однако этим их роль не исчерпывается. Здесь просматривается и попытка вывести из игры опасных конкурентов. Импортная техника выигрывала у российской по соотношению цены и качества: несмотря на большую стоимость, она отличилась долговечностью и более широким спектром возможностей.

Однако как считают многие экономисты, такого рода меры вряд ли помогут производителям инвестиционных товаров из стран Таможенного союза. Введение Европейским Союзом санкций третьего уровня против РФ неизбежно приведет к замедлению ее экономического роста и снижению потребности в инвестиционных товарах, включая грузовую автотехнику. А это весьма болезненно отразится на Беларуси.

http://www.belmarket.by/

 

Выгодные курсы валют 19/06

покупка продажа
USD 2,0030 2,0090
EUR 2,3240 2,3320
100 RUB 3,1610 3,1750
EUR/USD 1,1580 1,1650
все курсы

Курсы валют НБ РБ

18/06 19/06
1 USD 2,0007 2,0102 +0,0095
1 EUR 2,3168 2,3287 +0,0119
100 RUB 3,1911 3,1700 -0,0211
все курсы валют