Главная arrow Новости arrow Аналитика arrow Отложенный кризис

Отложенный кризис

25.07.2014 г.
О росте напряженности на валютном рынке свидетельствуют недавно опубликованные данные платежного баланса страны за I квартал 2014 г.

Бридж-кредит в объеме 2 млрд. USD, который Беларусь получила от российского ВТБ в конце июня, лишь на несколько месяцев отодвигает проблему поиска валюты для расчета по внешним долгам и поддержки достигнутого уровня жизни белорусов. Предотвратить надвигающийся кризис могут только глубокие реформы. Но для начала необходима макроэкономическая стабилизация.


В Беларуси не лучше, чем в Греции


По итогам I квартала отрицательное сальдо текущего счета платежного баланса Беларуси составило 10,9% ВВП. Это лучше, чем год назад (17% ВВП), но все равно обусловило довольно серьезный внешний дисбаланс.

Согласно исследованию, проведенному сотрудниками Нацбанка, устойчивым для условий Беларуси можно считать платежный баланс с отрицательным сальдо по текущему счету не более 2,7-3,2% ВВП в среднесрочном периоде и не более 1,9% ВВП в долгосрочном (Мирончик Н. Л. Модель фундаментального равновесного обменного курса белорусского рубля / Исследования Нацбанка. - № 6/ 2013, с. 23).

Критическое пороговое значение по данному показателю, которое признается экспертами в мире, составляет 4-5% ВВП. Согласно статистике Всемирного банка за последние годы, у большинства стран, которые имеют отрицательные платежные балансы, минус, как правило, не превышает этого порогового значения.

Например, в США отрицательное сальдо платежного баланса составляет минус 2,7% к ВВП, в Италии — 3,3, в Канаде — 3,5, в Великобритании и в Австралии — 3,7, в Испании и Польше — 4,9.

Внешний дисбаланс, подобный тому, который имеет Беларусь, наблюдался в 2009-2011 гг. в Греции (минус 11,2% ВВП), Португалии (11,0), Турции (9,7) и на Кипре (6,9). Белорусы знают о кризисе в Греции и на Кипре, о трудностях в Испании, Италии и других европейских странах, но не подозревают, что аналогичный кризис имеет место и в Беларуси.

Разница заключается в том, что ЕС не хочет закрывать глаза и финансировать без всяких условий дефициты платежных балансов названных стран, а Россия готова без выставления каких-либо жестких требований по реформированию экономики выдавать кредиты Беларуси на покрытие внешнего дисбаланса. Поэтому многие греки и киприоты ощущают этот кризис на себе, чего пока не скажешь о белорусах.


Поддерживать сверхпотребление страны все труднее


Отрицательное сальдо текущего счета платежного баланса показывает, что страна продолжает потреблять больше, чем производит. Ранее это сальдо покрывалось, как правило, за счет роста внешнего долга страны (он интенсивно рос после 2006 г.) и доходов от приватизации (5 млрд. USD, полученные от продажи "Белтрансгаза", уже успешно проедены).

Значительных доходов от приватизации сейчас практически нет и не предвидится, а наращивать внешний долг становится все труднее из-за низкого кредитного рейтинга страны. Поэтому в последние полтора года на покрытие негативного сальдо платежного баланса активно используются золотовалютные резервы страны.

С 1 апреля 2013 г. по 1 апреля 2014-го ЗВР уменьшились на 2,4 млрд. USD (с 8,15 млрд. до 5,72 млрд. USD). Если на 1 апреля 2013 г. золотовалютных резервов хватало для погашения стоимости импорта на два месяца, то на эту же дату 2014 г. — на полтора. (Напомним: минимальный норматив для уровня ЗВР — три месяца импорта.)

В 2014 г. необходимо погасить больше долговых обязательств, чем в 2013-м: 12,4 млрд. потив 10,3 млрд. USD, без учета торговых кредитов и иностранных инвестиций. На погашение долга в I квартале использован 1 млрд. USD ЗВР.

Обещанный еще в конце 2013 г. российский государственный кредит в размере 2 млрд. USD до сих пор не получен в полном объеме. В Беларусь поступили пока лишь 450 млн. USD.

На короткое время кредит в размере 2 млрд. USD предоставил российский ВТБ, из которого фактически уже потрачено 440 млн. USD на погашение предыдущего бридж-кредита ВТБ.

Если российское правительство до конца года и предоставит остальную часть кредита, он частично будет уже проеден, а остальное пойдет на погашение предыдущих долгов. Но и этот кредит под вопросом, поскольку Россия сейчас в трудном финансовом положении, которое к тому же усугубляется санкциями со стороны США и ЕС.

Остается еще отложенный на осень 2014 г. последний транш кредита ЕАБР в размере 0,44 млрд. USD. Но это слишком малая сумма для решения стоящих перед страной проблем.

Если практика внешнего финансирования отрицательного сальдо текущего счета в итоге не приведет к платежному кризису и дефолту по внешнему долгу, она может стать серьезным препятствием для экономического роста.

Эмпирически доказано, что погашение и обслуживание значительного внешнего долга является одной из причин замедления темпов экономического роста. Это утверждение справедливо по отношению ко многим постсоциалистическим странам, в том числе и к Беларуси.

Высокий удельный вес краткосрочного долга в структуре валового внешнего долга (ВВД) приводит к тому, что выплаты по погашению и обслуживанию долга в Беларуси в процентах к ВВП равны или даже превосходят размер аналогичных выплат в странах, где ВВД превышает годовой ВВП (Шиманович. Г. Внешний долг Беларуси: опыт постсоциалистических стран. /Исследовательский центр ИПМ. - WP № 1/ 2009, с. 16).

В любом случае сохранение огромного внешнего дисбаланса в течение столь продолжительного времени без макроэкономической корректировки заключает в себе значительный риск. И он может быть оправдан только в том случае, если вложенные в инвестиционные проекты кредиты и займы дадут отдачу и в будущем смогут содействовать возникновению у Беларуси профицита во внешней торговле товарами. Этот профицит позволит формировать ЗВР на бездолговой основе и рассчитываться по ранее накопленным долгам.

Однако, учитывая тот факт, что государство, в отличие от частного бизнеса, гораздо чаще ошибается в выборе приоритетных отраслей и производств (это характерно не только для Беларуси), риски возрастают вдвойне.

По отношению к Беларуси это справедливо еще и потому, что, во-первых, высокая инфляция и государственное регулирование цен искажают относительные цены, по которым фирмы выявляют сравнительные преимущества и определяют, какие именно производства выгодно размещать в стране. В этих условиях эффективность использования ресурсов снижается. А во-вторых, многие производства создаются в рамках навязываемой властями политики импортозамещения, которая противоречит экономической теории и принципам современной схемы организации производства в мире.


Причины отрицательного сальдо текущего счета


Можно выделить пять лежащих на поверхности основных причин хронического отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса в Беларуси.

Во-первых, низкая конкурентоспособность отечественной продукции по многим товарным группам, что косвенно подтверждается затоваренностью складов (4 млрд. USD, или 5,6% ВВП).

В свою очередь, причиной такой ситуации является отсутствие структурных реформ, что позволяет отдельным предприятиям годами производить неконкурентоспособную продукцию, на которую отсутствует спрос. В результате по многим традиционным товарам (телевизоры, обувь и др.) потеряны не только внешние, но и внутренние рынки. Экспорт падает, а импорт растет.

Во-вторых, низкая производительность экономики, высокая материало- и энергоемкость производимой продукции, устаревшая индустриально-аграрная структура экономики, большое количество производств и отраслей, работающих на привозном импортном сырье. Все это обусловливает высокий уровень потребления промежуточных импортных товаров.

В-третьих, завышенный уровень потребительских и инвестиционных расходов, что становится причиной постоянного опережения роста реальной заработной платы и роста инвестиций над темпами роста ВВП.

Беларусь имеет один из самых высоких в мире показателей по инвестициям в основной капитал, но четверть этих инвестиций направляется на строительство жилья и социальных объектов. А производственные инвестиции практически не дают отдачи (вспомним модернизацию деревообработки, цементных заводов, льнопереработки, производство мраморной говядины и т. д.).

В-четвертых, все больше проблем создает растущее отрицательное сальдо по первичным доходам. Основная причина — растущие с каждым годом доходы иностранцев от вложенных ранее инвестиций. Это прибыли от прямых инвестиций, но главным образом процентные доходы от предоставленных ранее кредитов и займов.

Если в 2007 г. факторные инвестиционные доходы, полученные иностранцами в Беларуси, составляли всего 0,6 млрд. USD, или 1,3% ВВП, то в 2013 г. — уже 3,5 млрд. USD, или 4,9% ВВП. В 2013 г. на чистой основе иностранцы вывезли из Беларуси 1,4 млрд. USD прибыли (остальные 1,2 млрд. USD были реинвестированы), а также 0,9 млрд. USD процентных доходов.

В-пятых, рост реального эффективного обменного курса белорусского рубля не увязан с соответствующим ростом производительности экономики и снижает ценовую конкурентоспособность белорусской экономики. Валютная политика в Беларуси не рассматривается как самостоятельный инструмент макро-экономического регулирования для поддержания сбалансированного развития экономики.

Политика валютного курса традиционно не увязывается с состоянием текущего счета платежного баланса. Большинство экспертов сходятся во мнении, что обменный курс белорусского рубля к доллару и другим иностранным валютам завышен.

По количественным оценкам, которые приведены в ряде исследований, отклонение от равновесного курса находится в пределах 10-30%. Подобная валютная политика сдерживает экспорт и стимулирует импорт.


Инструменты выравнивания платежного баланса


Магистральным путем для устранения внешнего дисбаланса и достижения устойчивости текущего счета является сокращение потребительских расходов домашних хозяйств, инвестиционных расходов предприятий, бюджетных расходов государства. Отсюда и выражение "затянуть пояса", которое стало в Беларуси притчей во языцех.

Сокращения указанных расходов можно добиться за счет уменьшения объемов банковского кредитования (путем повышения процентных ставок), расходов государственного бюджета (путем ограничения роста государственных инвестиций, субсидий и дотаций, зарплат бюджетников, социальных трансфертов), потребительских расходов домашних хозяйств и инвестиционных расходов предприятий (путем девальвации национальной валюты).

Всех этих непопулярных мер можно было бы избежать в случае проведения структурных реформ, роста производительности экономики и валового национального располагаемого дохода. Однако это возможно только после макроэкономической корректировки и возвращения экономики в равновесное состояние.

С одной стороны, эти меры приведут к снижению потребления, к сокращению количества создаваемых рабочих мест и другим неблагоприятным для населения последствиям, а в годы завершения политического цикла могут привести к неблагоприятным последствиям и для властей.

С другой стороны, эти меры помогут устранить внешний дисбаланс, возвратить экономику на траекторию устойчивого развития, в состояние равновесия, означающее равенство между производством, полученными доходами и потреблением, которое не приведет страну к дефолту и устранит необходимость далее накапливать внешний долг.

Какое-то непродолжительное время, например до выборов, при условии получения внешнего финансирования для покрытия образовавшегося разрыва, экономика страны может функционировать с таким внешним дисбалансом. Это означает, что кризис будет отложен на некоторое время, чтобы его не почувствовало и не заметило население.

Вероятно, власти будут стремиться идти по этому пути. Но велика вероятность того, что требуемые объемы привлечения внешних ресурсов не будут обеспечены и ситуация выйдет из-под контроля, как это было в 2011 г.

http://www.belmarket.by/
 

Выгодные курсы валют 23/11

покупка продажа
USD 2,0030 2,0070
EUR 2,3530 2,3590
100 RUB 3,3960 3,4000
EUR/USD 1,1740 1,1770
все курсы

Курсы валют НБ РБ

22/11 23/11
1 USD 2,0047 2,0031 -0,0016
1 EUR 2,3539 2,3553 +0,0014
100 RUB 3,3743 3,3939 +0,0196
все курсы валют