Главная arrow Новости arrow В Беларуси arrow Закон о рынке, которого нет

Закон о рынке, которого нет

09.06.2014 г.
Законопроект "О рынке ценных бумаг" был принят в первом чтении депутатами Палаты представителей 5 июня.

Законопроект предполагает расширение полномочий регулятора, предусматривает возможность создания нескольких бирж, открывает возможность для более широкой деятельности саморегулируемых организаций профучастников рынка ценных бумаг, фактически вводит запрет на строительство финансовых "пирамид".

Также более серьезные требования предъявляются по раскрытию информации эмитентами ценных бумаг — акционерными обществами. Все это было бы хорошо, если бы не был таким "грустным" сам рынок ценных бумаг Беларуси, которому не помог в развитии предыдущий закон, и вряд ли стоит рассчитывать на то, что он даст толчок развитию рынка в этот раз.

Представляя данный проект закона перед парламентариями, первый заместитель министра финансов Владимир Амарин заявил о необходимости усилить контроль государства за деятельностью на рынке ценных бумаг, "в том числе путем принятия эффективных мер по предотвращению и выявлению фактов незаконной скупки ценных бумаг, манипулирования рынком".

В этих целях расширяются полномочия государственного регулятора (Министерства финансов) в сфере надзора.

"В частности, предусмотрены полномочия на проведение камеральных проверок с возможностью истребования дополнительных документов, установлено право требовать от участников рынка предоставления документов и информации, необходимых для выполнения госрегуляторами своих функций", — сообщил первый замминистра финансов.

Повышение полномочий в области надзора можно было бы только приветствовать, если бы была уверенность, что надзорный орган сможет проводить надзор самостоятельно и совершенно независимо от собственника участников рынка, каковым во многих случаях является государство.

Поэтому, скорее всего, право требовать предоставление документов и информации будет относиться к тем участникам, за которыми стоят частные инвесторы, а они в нашей стране пока по определению — недружественные и могут лишь манипулировать рынком.

Документом предусмотрена возможность функционирования в Республике Беларусь нескольких организаторов торговли ценными бумагами, а также установлен перечень случаев, когда сделки купли-продажи эмиссионных ценных бумаг должны совершаться только через организатора торговли (в частности, сделки с акциями ОАО и бумагами эмитентов-нерезидентов, а также сделки между профессиональными участниками рынка ценных бумаг).

Таким образом, у нас может появиться несколько бирж. Пока непонятно — зачем, особенно если учесть, что в России, например, пошли как раз по пути слияния двух бирж.

Проектом закона предусматривается возможность создания саморегулируемых организаций профучастников. Также в целях возмещения понесенного инвесторами ущерба будут создаваться компенсационные фонды по аналогии с Фондом гарантированного возмещения вкладов в банковской системе.

"Компенсационные фонды будут формироваться за счет обязательных фондов членов саморегулируемой организации для компенсации клиентам профучастников ущерба нанесенного действиями профучастников, либо для гарантии исполнения профучастником обязательств перед клиентами", — пояснил В. Амарин.

Тема создания компенсационного фонда требует особого изучения, потому что не совсем понятно, как будут компенсировать убытки инвесторам в случаях, когда государство "именем революции", например, возвращает акции себе.

В целях информирования инвесторов госрегулятор будет раскрывать информацию об аннулировании, прекращении, либо приостановлении действий лицензии профучастников, об административных взысканиях, наложенных госрегулятором на эмитентов, о фактах неисполнения обязательств по эмиссионным ценным бумагам и т.д. Информация будет публиковаться на официальном сайте Минфина и на едином ресурсе рынка ценных бумаг.

В принципе, регулятор делал это и до сих пор, поэтому в данном случае более интересным является упоминание единого ресурса рынка ценных бумаг, который, вероятно, будет создан после вступления закона в действие.

В свою очередь эмитенту вменяется в обязанности раскрытие как итоговой годовой ежеквартальной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности, так и оперативной информации в виде сообщений о существенных фактах, событиях, действиях, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности.

Этот пункт наиболее интересный, так как на сегодняшний день большинство крупных государственных предприятий, в том числе тех, которые постоянно упоминаются в потенциальных приватизационных сделках, как правило, скрывают любую "значимую" информацию о "существенных фактах", не говоря уже о "событиях" и действиях, которые могут серьезно влиять на их финансово-хозяйственную деятельность. И не всегда это происходит по вине эмитентов. О многих существенных фактах не знают они сами, зато о них иногда можно услышать из выступлений главы государства.

Чтобы проиллюстрировать новеллы законопроекта о раскрытии информации, отметим, что В. Амарину в кулуарах Национального собрания пришлось, конечно же, отвечать на вопросы журналистов о кредите российского банка ВТБ.

Он отметил, что кредит в 1 млрд. USD ждут до конца июня. Но дело в том, что ВТБ — публичная компания и по российскому законодательству тоже должен раскрывать информацию о существенных фатах, которые могут влиять на его финансовую деятельность. Разве кредит соседнему государству не является таковым? Но до сих пор ничего неизвестно ни об условиях первого кредита, который был выдан в декабре прошлого года, ни об условиях второго, который выдают сейчас.

Конечно, это вроде бы не наше ОАО и не нашему надзорному органу эту информацию требовать. Ну, а если по аналогии с кредитом Сбербанка "Беларуськалию" в залоге по кредиту ВТБ находится какое-то наше ОАО вроде "Нафтана"? Мы об этом узнаем сразу? Или только после того, как кредит будет переоформлен или выплачен?

В законопроекте также закрепляется ряд запретов. Так, запрещается публично размещать, рекламировать или предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, ценные бумаги, публичное размещение которых запрещено или не предусмотрено законодательством, а также документов удостоверяющих денежные или иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами.

Эти новации касаются, прежде всего, различного рода финансовых "пирамид". В эпоху их активного строительства создавался определенный надзорный вакуум. Так как ценные бумаги не прошли регистрацию или вовсе таковыми не являлись, хотя при этом представляли собой денежные обязательства, то никто не мог их запретить — у регулятора не было на это полномочий, он ведь их не контролирует. Теперь размещение квазибумаг среди широкого круга лиц запрещено законом.

Запрещается рекламировать или предлагать ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, предусмотренном законодательством. Условия заключаемых с инвесторами договоров, которые ограничивают их права, являются ничтожными. Нарушение данных положений профучастниками рынка ценных бумаг будет являться основанием для аннулирования или приостановления действия его лицензии, либо наложения штрафа.

В этой связи сразу вспоминается просуществовавший в Беларуси десять лет мораторий на хождение акций обществ, созданный в процессе приватизации в 90-тых годах. Если вдруг снова будет введен какой-то мораторий, значительно ограничивающий права инвесторов, то теперь отвечать за это будут профучастники, которые заключили сделки?

В целом законопроект можно было признать вполне прогрессивным, если бы не одно "но". Он написан так, словно завтра у нас в стране начнется масштабная приватизация и все инвесторы будут на равных, и для того, чтобы не страдали "слабые", будут пытаться ограничивать "сильных" в попытках манипулирования рынком. Но самый сильный игрок на этом рынке по-прежнему государство, ограничить которое данные закон не сможет. Да и рынка пока нет. Одни манипуляции.

http://www.belmarket.by/

 

Выгодные курсы валют 24/11

покупка продажа
USD 1,9980 2,0030
EUR 2,3660 2,3730
100 RUB 3,4100 3,4170
EUR/USD 1,1830 1,1880
все курсы

Курсы валют НБ РБ

24/11 25/11
1 USD 1,9968 1,9980 +0,0012
1 EUR 2,3635 2,3676 +0,0041
100 RUB 3,4153 3,4169 +0,0016
все курсы валют