Главная arrow Новости arrow Аналитика arrow Альфа-банк: девальвация спасет бюджет

Альфа-банк: девальвация спасет бюджет

06.05.2014 г.
Бюджетное правило просуществует максимум до конца года, а цена нефти для баланса бюджета достигнет $135, ждет Альфа-банк: бюджетная устойчивость требует девальвации.

Точка в споре о бюджетном правиле временная: оно будет пересмотрено, полагают аналитики Альфа-банка. Из-за резкого торможения экономики, присоединения Крыма и повышения ставки Центробанком на фоне большого оттока капитала единственными вариантами ребалансировки бюджета становятся нарушение правила и девальвация, пишут они в исследовании «Российский бюджет: шаткое равновесие».

В конце апреля первый вице-премьер Игорь Шувалов, сторонник изменения бюджетного правила из-за внезапно возникших расходов на Крым, объявил, что решено ничего не менять. На 2014 г. пока ничего не меняется, но, когда будут определены расходы на Крым, корректировки не исключены, уточнил помощник президента Андрей Белоусов.

В этом году правительство может использовать средства фонда национального благосостояния, согласны в Альфа-банке, но он не бесконечен, и $35 млрд из $85 млрд уже зарезервированы.

Бюджетное правило ограничивает использование нефтегазовых доходов для сокращения зависимости экономики от колебаний цен на нефть: когда они выше среднего многолетнего уровня, часть нефтедоходов сберегается, когда ниже — эти резервы тратятся, чтобы предотвратить секвестр бюджета.

Но уже в 2013 г. бюджет столкнулся с нехваткой ненефтегазовых доходов из-за падения темпов роста экономики и срыва программы приватизации, и почти все предназначенные для зачисления в резерв 900 млрд руб. нефтедоходов были потрачены. Согласно правилу в 2013 г. дефицит бюджета должен был составить 1% ВВП при расчетной цене нефти в $91/барр., по факту дефицит был 0,5% ВВП, но при цене $110, посчитали в Альфа-банке, а цена нефти для баланса бюджета выросла со $110 в 2012 г. до $114.

Тем не менее рост расходов правительству удалось сдержать — они увеличились на 4% против 18% в 2012 г. Пострадали, правда, регионы, на которые была переложена часть федеральных расходов. Если в 2011 г. рост расходов консолидированного бюджета только на четверть был обусловлен повышением соцрасходов, то в 2013 г. — уже на 90%.

В итоге на инвестиции средств не осталось. Выполнение указов президента по повышению зарплат требует ежегодного роста соцрасходов в среднем на 2,5 трлн руб. до 2018 г., а пространства для перераспределения средств у бюджетной системы не осталось.

В 2014 г. допрасходы, оцениваемые пока в 400 млрд руб., могут быть профинансированы из ФНБ. Тогда правительству удастся формально сдержать рост расходов на запланированном уровне в 5%, а цена нефти для баланса может благодаря девальвации даже чуть снизиться — до $110.

Но в 2015-2016 гг. может потребоваться увеличивать расходы уже на 10%, прогнозирует Альфа-банк, а перспектив для роста доходов нет. Чтобы обеспечить рост расходов, бюджетное правило будет нарушено. Это приведет к росту цены на нефть, балансирующей бюджет, до $120-135 и ускорению инфляции до 7-8%, прогнозируют аналитики.

Поддержать бюджет сможет только ослабление рубля, заключают они: «Именно с этими надеждами может быть связано решение правительства не менять бюджетное правило в этом году». Ослабление рубля к доллару на каждый 1 руб./$ дает бюджету дополнительные 200-300 млрд руб. — столько же, сколько каждый дополнительный 1 п. п. роста ВВП.

При этом ослабление курса на 1 руб. снижает цену нефти для баланса бюджета на $3-4/барр., посчитали в Альфа-банке. Таким образом, ее снижение со $135 до текущих $115 потребует ослабления национальной валюты к доллару на 3-4 руб./$, говорит Наталия Орлова из Альфа-банка.

Рубль и в 2015 г., и далее будет слабеть, предоставляя правительству допдоходы и снижая цену нефти для баланса бюджета, согласен Александр Морозов из HSBC: ослабление на 3-4 руб. с текущих уровней вполне возможно, прогноз HSBC на конец 2015 г. — 39 руб./$. А помощь регионам, скорее всего, будет идти не через трансферты, а через бюджетные кредиты, думает он.

Минфин уже обещал увеличить бюджетное кредитование регионов. Разница в том, что в бюджетной отчетности трансферты — это расходы, а кредиты — не расходы, а источники финансирования дефицита бюджета. При их задействовании роста расходов не происходит, но происходит подрыв бюджетной системы через скрытые инструменты, говорит Морозов.

http://www.vedomosti.ru/


 

Выгодные курсы валют 18/11

покупка продажа
USD 2,0050 2,0080
EUR 2,3610 2,3680
100 RUB 3,3600 3,3700
EUR/USD 1,1760 1,1810
все курсы

Курсы валют НБ РБ

18/11 19/11
1 USD 2,0050 2,0050 +0,0000
1 EUR 2,3648 2,3648 +0,0000
100 RUB 3,3615 3,3615 +0,0000
все курсы валют