Главная arrow Новости arrow Аналитика arrow Могут быть большие проблемы

Могут быть большие проблемы

30.10.2013 г.
Совмин изменил в сторону ужесточения прогнозные показатели на будущий год на фоне работы миссии МВФ в Беларуси. Заседание президиума Совмина, на котором рассматривались проекты прогноза социально-экономического развития, бюджета, а также основные направления денежно-кредитной политики на будущий год, прошло 22 октября. Это уже как минимум третье обсуждение в правительстве основных экономических документов на будущий год.

Неуверенность правительства в правильности прогнозов и нерешительность в выборе пути на будущий год уже привели к тому, что парламент все еще не имеет проекта бюджета, а субъекты хозяйствования так и не знают наверняка, будет ли увеличена ставка налога на добавленную стоимость уже через два месяца.

Поддержать "конкурентность".


Премьер-министр Михаил Мясникович на заседании 22 октября подтвердил, что проекты обсуждались на расширенном заседании Совмина, и хотя уже тогда было принято решение "поддержать подходы", но были высказаны и "отдельные замечания". В первую очередь это касалось того, чтобы "стимулировать развитие реального сектора экономики и поддержать экспортную конкурентность", - отметил Михаил Мясникович.

"Без наращивания экспорта у нас могут быть большие проблемы в экономике", - также отметил он.

На самом деле большие проблемы уже есть. И ссылка министра экономики Николая Снопкова на то, что с конца августа оценка роста экономики страны и ситуация на внешних рынках претерпели изменения, говорит лишь о том, что не исполнились ожидания правительства относительно смены тренда в июле - августе в связи с исключением "растворительных" статей из статистики.

Оказалось, что как с растворителями в базе прошлого года, так и без них производство переживает стагнацию, экспорт не растет и как повысить "экспортную конкурентность", правительство пока не знает.

Впрочем, Николай Снопков упомянул представленный неделей ранее план по стабилизации экономики, который состоит из вырванных из планов прошлых лет деклараций, а также манящего обещания о приватизации госсобственности на 4,5 млрд. USD.

"Основные меры плана сосредоточены на переходе к эффективному кредитованию экономики, соблюдению принципа опережения роста производительности труда над ростом заработной платы, оптимизации господдержки", - убеждал министр и добавил, что в основу корректировки прогноза на 2014 год легла соразмерность финансовых возможностей с потребностями экономики в будущем году....большие проблемы

Соразмерная несуразность цифр.


Рост ВВП, по расчетам Минэкономики, в 2014 году составит 2,4% против ранее прогнозируемых 5,7%. Снижение налицо, однако с учетом нынешнего темпа роста - 1,1% - и этот показатель кажется несколько завышенным.

Показатель привлечения прямых иностранных инвестиций, по данным пресс-службы правительства, установлен в объеме 2,5 млрд. USD, хотя Николай Снопков в прямой речи указал и вовсе цифру 2,4 млрд. USD. И то и другое плохо увязывается с планами приватизации на 4,5 млрд. USD, а также значительно ниже прогноза на текущий год, установленного в размере все тех же 4,5 млрд. USD (реально привлечено за 8 месяцев 1,7 млрд. USD).

Рост экспорта, без которого у нас якобы могут быть проблемы, должен составить лишь 7,2% по сравнению с нынешним провальным годом. С учетом нынешнего падения почти на 20% по отношению к 2012 году это означает, что, даже выполнив показатель, мы не сможет восстановить экспорт на уровне двухлетней давности.

Как отметил министр экономики, для достижения уровня 2012 года экспорт в прочие страны (кроме России и стран ЕС) должен быть обеспечен за счет 100-процентной загрузки мощностей предприятий по производству сельхозмашин, тракторов, автомобилей, автобусов, цемента, шин, свинины, сахара, обуви.

Загрузить предприятия, конечно, можно, но как потом все это продать, министр не рассказал.

Взрывной рост тарифов.


Пересмотрен, по словам Н. Снопкова, и уровень инфляции. Она составит, по оценкам, 14,5%, что выше запланированных темпов на текущий год. Как пояснил министр, это обусловлено реализацией в плане стабилизации задачи по сокращению перекрестного и бюджетного субсидирования и повышению уровня возмещения населением затрат на жилищно-коммунальные услуги до 50%, а также ростом платы за проезд в транспорте.

С учетом нынешнего уровня возмещения населением затрат на услуги ЖКХ (не более 25%) рост цен на них в следующем году должен стать просто взрывным, как и рост платы за проезд в транспорте.

Все это ляжет на практически неизменный по сравнению с текущим годом уровень зарплат в долларовом эквиваленте. Номинальная среднемесячная заработная плата, согласно прогнозу министра экономики, может достичь 628 USD в эквиваленте. Кстати, в прошлом году министр обещал по состоянию на конец этого года зарплату в размере 700 USD.

Отметим, что номинальная заработная плата в долларовом эквиваленте уже к концу года может достичь и даже превысить 628 USD, так как за август она составила 622 USD. То есть роста номинальной заработной платы не будет совсем, а может, она в какие-то периоды и вовсе будет снижаться?

Цели развития.


Реально снизить величину зарплат в долларовом эквиваленте без снижения номинальной заработной платы в рублях может девальвация.

Если предположить, что курс белорусского рубля к концу текущего года составит 9.500 BYR/USD, а девальвация в следующем году будет приблизительно равной инфляции, то есть 14,5%, то тогда курс по состоянию на конец года составит почти 11.000 BYR/USD.

В этом случае номинальная заработная плата должна в конце года превысить 6,8 млн. BYR, то есть за год увеличиться почти на 1 млн. BYR в среднем по стране.

Эти расчеты приведены лишь для того, чтобы хоть как-то увязать приведенные министром экономики ориентиры по доходам населения, ведь темпы девальвации в своем прогнозе он не указал (или пресс-служба умолчала).

Отметим лишь, что если темпы девальвации будут ниже инфляции, то тогда правительство планирует на будущий год дальнейшее укрепление эффективного курса рубля, что уже и так привело к значительному удорожанию отечественных товаров в пересчете на доллары. В случае же повышения еще и ставки НДС "ценовые ножницы" будут и дальше вымывать из нашей страны не столько товары, сколько потребителей.

Но большая девальвация даст еще больший толчок инфляции. Получается ситуация, в которой каждый шаг приводит фактически к ухудшению уровня жизни населения.

Между тем министр экономики отметил, что, хотя прогноз социально-экономического развития страны на 2014 год не обеспечивает достижения ряда количественных показателей пятилетки, он, оказывается, позволяет выйти на качественные цели развития (прежде всего рост доходов населения) и, таким образом, находится в русле требований главы государства.

Пропорция ошибок.


Также неожиданно оказалось, что важным аспектом прогноза является и то, что он предполагает учет ошибок прошлых лет (так сообщила пресс-служба). "В этой связи основная задача 2014 года - нивелировать те дисбалансы, которые сложились у нас, в том числе начиная с перекрестного субсидирования и пропорции заработная плата/производительность труда", - отметил Н. Снопков.

Последнее особенно умилило. Напомним, значение данного соотношения усиленно пропагандировало Министерство экономики как наиглавнейшее до тех пор, пока президент в 2012 году не сказал, что нужно нарастить зарплату до докризисного уровня - то есть до 500 USD в среднем - несмотря ни на что.

Все пропорции полетели сразу же, и, находясь в русле требований главы государства, министр экономики Н. Снопков даже отмечал, что не надо делать из этого соотношения "фетиш". Мнение Минэкономики сразу же стало сводиться к тому, что главное, чтобы рост производительности труда превышал темп роста ВВП.

Теперь же, говоря о будущем, Н. Снопков отметил, что для сбалансированности внутреннего развития и снижения инфляции темп роста реальной заработной платы (4%) не превысит темпа роста производительности труда по ВВП (6%). Но за счет чего темп роста производительности труда увеличится до 6% с нынешних 2,2%, он не указал.

Уж не за счет ли новых высокоэффективных рабочих мет, о которых Н. Снопков рассказывает нам при утверждении прогнозов вот уже несколько лет? И на этот раз он настаивал на одномоментном создании 47 тыс. новых высокопроизводительных рабочих мест - точек роста для будущего устойчивого развития экономики за счет тех самых 2,5 млрд. USD ПИИ.

"Основной задачей является создание новых предприятий, условий для развития остальных экономических агентов страны", - пояснял министр.

Для этого потребуются меры, направленные на создание институциональной среды, которая во многом предусмотрена в плане совместных действий правительства и Нацбанка по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики страны, утвержденном 10 октября текущего года, заключила пресс-служба правительства.

Будем пересматривать.


Таким образом, круг замкнулся. Прогноз опирается на план, план опирается на прогноз, и все это было сказано и представлено с одной лишь целью - понравиться находящейся в Минске миссии Международного валютного фонда.

Потому что обсуждать серьезно показатели по росту ВВП выше 2,5% просто никто в миссии не стал бы. А то, что Беларусь "очень рассчитывает" на новую кредитную программу с МВФ, подтвердил на прошлой неделе министр экономики Н. Снопков.

Интересно, как оценят эксперты МВФ очередную попытку белорусских властей пустить пыль в глаза кредиторам. В последнее время они не раз подчеркивали, что для начала новой программы МВФ должен увидеть волю властей к реформам на "самом высоком уровне". Но что это значит, так никто и не объяснил.

Устроит ли МВФ подписанный президентом указ с темпом роста ВВП в размере 2,5%, который в середине года на совещании можно будет "уточнить" за счет призыва всем напрячься и дать 5,5%? А ведь даже министр экономики намекал на совещании, что такое вполне возможно.

"Это консервативный вариант. Те меры, которые могут быть воплощены в экономическую жизнь в следующем году, вполне возможно, позволят нам ускорить темпы экономического роста. В случае изменения внешних факторов, внутренней составляющей вполне возможно, что этот прогноз мы будем в течение года пересматривать в сторону увеличения", - пытался удержаться "в русле" министр экономики Н. Снопков.

http://www.belmarket.by/
 

Выгодные курсы валют 21/10

покупка продажа
USD 2,1070 2,1140
EUR 2,4140 2,4230
100 RUB 3,2060 3,2190
EUR/USD 1,1430 1,1500
все курсы

Курсы валют НБ РБ

21/10 22/10
1 USD 2,1120 2,1120 +0,0000
1 EUR 2,4170 2,4170 +0,0000
100 RUB 3,2096 3,2096 +0,0000
все курсы валют