Главная arrow Новости arrow Аналитика arrow Рассосать кризис. Сценарии денежной политики Беларуси на 2014г

Рассосать кризис. Сценарии денежной политики Беларуси на 2014г

10.10.2013 г.
2013г. потерян для решения глубоких монетарных проблем. Финансовые рынки продолжает лихорадить. Процентные ставки по кредитам и депозитам то взлетают, то падают на 30-50 п.п. К концу сентября ставки по рублевым депозитам достигли 50% при прогнозируемой годовой инфляции в 15-18%.

Запредельная цена рублевых кредитов положила на лопатки малый бизнес, но власти сохранили искусственную зону дешевых денег для избранных госбанков и госпредприятий.

Нацбанк по-разному относится к частным и госбанкам в плане формирования фонда обязательных резервов. Частным банкам сложно конкурировать с финансовыми структурами, которые, по правде говоря, настоящими банками не являются. Порочность политически и административно зависимого Нацбанка, безответственных госбанков и разгоняющих внутренний спрос Совмина готовят Беларуси минное монетарное поле. В 2014г. на нем многие могут подорваться.


ГНАЛИ ВАЛ - ПОЛУЧИЛИ «КАЛ»


Председатель правления «МТБанка» Андрей Жишкевич справедливо отметил, что стабилизация на финансовом рынке Беларуси наступит после проведения структурных преобразований в экономике в целом: «Сейчас продолжается турбулентность на финансовом рынке, ставки могут расти и падать в течение недели на десятки процентов. Наверное, такая ситуация будет продолжаться до тех пор, пока не начнут происходить структурные реформы в экономике... Банковский сектор напрямую зависит от происходящего в реальном секторе. Не может быть стабилизации только в финансовой сфере».

При этом ни Жишкевич, ни другие банкиры не могут даже приблизительно назвать дату начала давно назревших рыночных реформ. Все кивают на потолок, мол, только там, наверху, могут ответить на этот вопрос.

Ситуация, которая не идет на пользу ни банкам, ни бизнесу, ни населению, называется кризисом. В 2013г. Нацбанк и Совмин обещали решить проблемы, а не усугублять их. Получилось наоборот. Гнали вал - получили структурный «кал» и социальный накал.

Было бы неправильно утверждать, что все до одного страдают от финансовой турбулентности. Среди немногочисленных бенефициаров - такие чемпионы денежных спекуляций, как Банк развития, «Беларусбанк», «Белагропромбанк» и «Белинвестбанк». Они первыми получают бюджетные ресурсы. Через них идут новые кредиты.

Попридержать, поиграть триллионами рублей при ставках на межбанке, доходивших до 80%, когда остро не хватает ликвидности, - милое дело. Сбрасывать валюту коммерческие субъекты не хотят по причине девальвационных ожиданий. Нацбанк и Совмин рука об руку выжимают соки из частных банков, а те в свою очередь перекладывают груз высоких резервных обязательств на своих клиентов. Банки ведь тоже не из воздуха ресурсы берут и святым духом не питаются.

Белорусские власти разделили экономику на две неравные части. Одна гораздо больше по размеру (частный сектор, ИП, тысячи небольших госпредприятий, которые не имеют потенциала выбивать большие деньги из госбюджета). По сути дела государство через механизмы перекрестного субсидирования переложило на них груз издержек и ответственности второй части экономики.

Она гораздо меньше по размерам, но несравненно мощнее по административному ресурсу. И все чаще и громче звучит справедливый и правомерный вопрос: «Почему мы должны кормить тех, кто создает финансовую турбулентность, невыносимые условия работы и постоянно повышает цены?»


МЕНЬШЕ ДАЮЩИХ - СИЛЬНЕЕ АППЕТИТЫ БЕРУЩИХ


Беларусь вошла в институциональный и структурный тупик. Явно не частные банки, индивидуальные предприниматели, малый и средний бизнес ее туда завели. Львиная доля ответственности лежит на руководстве Нацбанка и Совмина. Бизнес и люди ждали от них профессиональных действий по нормализации условий работы на рынке.

В то время как в глобальной экономике деньги стоят 3-5% при годовой инфляции до 2%, белорусские власти сделали национальному бизнесу макро-экономическое пекло, в котором кредиты в рублях стоят 40-50%, в валюте - 12-14%, а инфляция пляшет вокруг отметки 20%.

Монетарный изоляционизм стал причиной резкого ухудшения финансового состояния производителей товаров и услуг. Денежная дискриминация частного сектора, включая банки, привела к искусственному перераспределению ресурсов в пользу избранных «точек роста» в лице государственных заводов, фабрик и банков.

Нацбанк и Совмин подзабыли, что конституционная норма равенства условий хозяйствования относится в т.ч. к рынку денег.

В 2013г. проблемы обострились потому, что количество бюджетных нахлебников и получателей дешевых денег резко увеличилось, а источники ресурсов для финансирования их амбициозных планов сократились. Руководство же Нацбанка и Совмина вело себя так, как будто этих серьезных дисбалансов в экономике нет.

Они гнали валовые показатели вперед, к утопичной цели роста ВВП на 8,5%, невзирая на резкое падение внешнего спроса на белорусские товары, пренебрегая ухудшением платежной дисциплины и финансового состояния предприятий. Реализация каждой бредовой идеи заканчивается кризисом. Кого-то он накрывает раньше, кого-то - позже, но сам по себе кризис рассосаться не может.

Первой жертвой безответственной монетарной политики белорусских властей стал малый и средний бизнес. Он проедает скудные сбережения, залезает в долги в надежде на быстрый конец кредитного безумства. Почти каждая антикризисная стратегия включает в себя сокращение производства или перенос части бизнеса в более предсказуемую и благоприятную Россию.

Часть самых слабых, а также тех, у кого лопнуло терпение от отвоевывания у белорусского государства права заниматься своим делом, насовсем ушло из бизнеса. Они так и не дождались того светлого дня, когда в стране начнутся настоящие рыночные реформы, о которых продолжает активно мечтать глава МТБанка Андрей Жишкевич.


МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА-2014: ПОЛНАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И БОГАТСТВО ВЫБОРА


Есть несколько важных вопросов для определения параметров монетарной политики в 2014г. Во-первых, мы не знаем, позволит ли президент страны Нацбанку справиться с постоянно растущими денежными аппетитами госбанков и корпоративных любимчиков. Если глава страны встанет на сторону главы Нацбанка Надежды Ермаковой и ее коллег, то ситуация в денежной сфере станет стабильнее и устойчивее за счет выравнивания условий хозяйствования и прекращения спекулятивных безобразий, которые творит, например, Банк развития.

В противном случае Нацбанк заставят допечатать деньги, чтобы закрыть зияющие дыры в балансах государственных финансовых учреждений. Кредит рекой польется в закрома тех госпредприятий, которые затоварились под завязку, чтобы они продолжили свое коммерчески бессмысленное существование.

Во-вторых, мы не знаем, согласится ли президент продать значимые активы, чтобы получить валюту для стабилизации денежного рынка. Речь идет в первую очередь о нефтяных активах, за которые можно выручить несколько миллиардов долларов.

В-третьих, неизвестными представляются результаты переговоров с потенциальными кредиторами Беларуси. Неприятных неожиданностей можно ждать как от Антикризисного фонда ЕврАзЭС, так и от МВФ. С Фондом отношения можно разморозить только после нормализации политических отношений с Западом.

В-четвертых, важными для денежной стабильности являются экспортные возможности «Беларуськалия», нефтяников, производителей молочной продукции, а также БМЗ, МАЗа и МТЗ. В контексте калийной ситуации, с учетом ценовой динамики на рынке нефти, а также роста интенсивности конкуренции на российском рынке есть основания прогнозировать сокращения экспорта по этим товарным позициям.

Белорусские власти попытаются компенсировать негативные тенденции на внешних рынках за счет внутренних инвестиций и потребления. Этот путь мы уже проходили в 2013г., и ситуацию на денежном рынке он явно не исправил.

Наконец, 2014г. является политически чувствительным годом. Местные выборы не имеют большого значения, а вот до президентских осталось совсем недолго. Все непопулярные решения, если Александр Лукашенко все-таки решится их принять, должны быть приняты в первой половине 2014г. В противном случае боль структурных реформ совпадет с политической кампанией. Этот фактор наверняка будет приниматься во внимание при определении параметров монетарной политики.

Едва ли инфляционная цель и императив устойчивости валютного курса защитят Нацбанк от политического давления, если нужно будет в очередной раз - хотя бы до выборов - запустить заводы, раздать льготные жилищные кредиты или поддержать градообразующие предприятия очередными порциями дешевых, преимущественно безвозвратных кредитов.

http://www.belgazeta.by/
 

Выгодные курсы валют 17/07

покупка продажа
USD 1,9730 1,9790
EUR 2,3080 2,3130
100 RUB 3,1500 3,1670
EUR/USD 1,1690 1,1740
все курсы

Курсы валют НБ РБ

16/07 17/07
1 USD 1,9706 1,9725 +0,0019
1 EUR 2,2898 2,3066 +0,0168
100 RUB 3,1632 3,1678 +0,0046
все курсы валют