Главная arrow Новости arrow Аналитика arrow Беларусь не может и года прожить без стабилизационных кредитов Евразийского банка

Беларусь не может и года прожить без стабилизационных кредитов Евразийского банка

13.09.2013 г.
«Учитывая, что стабилизационная программа с Антикризисным фондом ЕврАзЭС завершается, Минфин заинтересован в начале реализации принципиально новой программы с фондом», - сообщили агентству БелТА в ведомстве.

Цель новой кредитной программы заявлена благородная - грядущие экономические преобразования в республике. «Консультации с экспертами фонда по выработке основных принципиальных подходов к реализации новой программы белорусская сторона планирует осуществить уже в сентябре текущего года», - уточнили в Минфине.

Реакция из Евразийского банка развития (ЕАБР), управляющего средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС (АКФ), последовала на удивление быстро. Буквально через три дня на сайте банка появилось сообщение, в котором зампред правления ЕАБР Сергей Шаталов довольно деликатно остудил пыл белорусских коллег, напомнив им о том, что «необходимо сначала проанализировать результаты ныне действующей стабилизационной программы, которая началась в 2011г. и пока не завершена».

По его словам, «меры правительства и Нацбанка РБ, поддержанные действующей программой АКФ, дали очевидные позитивные плоды: унифицирован валютный курс, прекратилось эмиссионное кредитование за счет ресурсов Нацбанка, заметно сократилось льготное кредитование по линии госпрограмм. Эти меры, наряду с улучшением условий торговли энергоносителями и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, стали ключевыми драйверами по выходу из кризиса платежного баланса 2011г. и сдерживанию темпов инфляции».

Программа АКФ, по мнению Шаталова, создала только основу для дальнейшей стабилизации экономики - для ее успешного завершения необходимо провести структурные реформы, нацеленные на модернизацию и повышение конкурентоспособности белорусских предприятий на внешних рынках. Но структурные реформы такого рода, как известно, подразумевают приватизацию предприятий, которую по плану, согласованному с ЕАБР, запретил проводить Александр Лукашенко.

Тогда белорусское правительство попыталось получить от российского правительства $2 млрд. кредита на модернизацию предприятий. Но Москва согласилась инвестировать заявленную сумму только в совместные проекты, ни один из которых до сих пор не реализован.

На сегодняшний день из Беларуси пока не поступало ни одного сигнала, свидетельствующего о том, что Лукашенко пересмотрел свои взгляды на приватизацию, а Минфин получил санкцию от президента на проведение столь необходимых стране структурных реформ. Что до заявки на новую кредитную программу, то она подтверждает лишь острую нужду республики в валютных ресурсах, а не потребность в реформах, осознанную белорусским руководством. Поэтому Шаталов и говорит о необходимости оценки результатов кредитной программы, завершающейся в этом году.

Не все цели, заявленные на старте программы, достигнуты. В частности, у ЕАБР по-прежнему вызывают беспокойство масштабные формы кредитования госпрограмм, процветающие в Беларуси, хотя объемы льготного кредитования и сократились по сравнению с первой половиной 2011г.

Но этого мало для победы над инфляцией и формированием устойчивого положительного платежного баланса страны. В этой связи зампред правления ЕАБР напоминает, что, согласно последнему варианту письма о намерениях, прирост кредитования экономики является контрольным показателем. Его уровень не должен превышать 1,5% в месяц, но фактически за 7 месяцев 2013г. он составил почти 2%.

При этом Шаталов не пытается ответить на вопрос: куда направляются дополнительные кредитные ресурсы белорусскими властями? Он лишь обращает внимание на то, что разрыв в темпах роста реальной зарплаты и производительности труда не сокращается, и, таким образом, давление на международные резервы страны сохраняется, а потенциал роста инфляции по-прежнему очень велик.

Поэтому задача белорусских властей состоит в том, чтобы привести значение всех контрольных показателей в надлежащий вид. При условии достижения контрольных показателей, установленных программой, 6-й - последний транш кредитной программы в сумме $440 млн. - «должен быть перечислен Беларуси до конца текущего года».

Такую же твердую позицию российского правительства в отношении 6-го кредитного транша подтвердил на прошлой неделе и замминистра финансов РФ Сергей Сторчак. По его мнению, арест гендиректора «Уралкалия» не окажет влияния на эту процедуру: «Это же никак не связано с арестами, мы должны свои обязательства выполнять. Если Антикризисный фонд придет к выводу завершающий транш выделять, мы его выделим - куда мы денемся?» Но при этом замминистра финансов РФ, проведший немало времени в российской тюрьме, выказал непраздный интерес к гарантиям безопасного посещения Беларуси. «Это же люди все. Ехать нам, например, можно туда или нельзя?», - как-то не очень уверенно промолвил Сторчак.

Надо полагать, что ответ на заданный вопрос Сторчак получит от белорусских властей до конца года. А спешить, собственно, и некуда, поскольку обмен мнениями насчет новой кредитной программы в сентябре, конечно, может состояться. Но момент для этого явно не самый благоприятный.

Очевидно, решение будет приниматься не ранее I квартала будущего года, когда эксперты ЕАБР подведут итоги работы белорусской экономики в III и IV кварталах. Криминальные страсти к тому времени наверняка улягутся. В противном случае Беларусь ощутит последствия ответных мер российского правительства и от хрупкой стабилизации на валютном рынке не останется и следа. Судьба белорусского рубля в этом случае будет незавидной. Это ясно как дважды два.

http://www.belgazeta.by/
 

Выгодные курсы валют 14/08

покупка продажа
USD 2,0480 2,0540
EUR 2,3350 2,3470
100 RUB 3,0730 3,0900
EUR/USD 1,1390 1,1450
все курсы

Курсы валют НБ РБ

14/08 15/08
1 USD 2,0707 2,0542 -0,0165
1 EUR 2,3554 2,3426 -0,0128
100 RUB 3,0415 3,0768 +0,0353
все курсы валют