Главная arrow Новости arrow Аналитика arrow Синдром навязчивого кризиса

Синдром навязчивого кризиса

22.07.2013 г.
Прошло уже 2,5 года с момента формирования нынешнего правительства, а оно до сих пор находится в ступоре. С ним кризис пережили, к новому подходим. И в ТС вступили, и льготы в ценах на нефть и газ получили. Но все никак правительство не может объяснить населению, что же такое оно творит. Почему экономическое положение страны не улучшается.

Уже и президент заявлял, что не вмешивается в экономические решения. И усилили правительство, заменив Румаса на Прокоповича. Который с должности помощника президента резко критиковал правительство за планирование низких темпов роста, а сегодня как вице-премьер ответственен за дальнейшее падение этих темпов. И что, правительство наконец разобралось в ситуации? Разработало план выхода из кризиса? Энергично приступило к реализации этого плана?

Ничего об этом не слышал. Зато почти ежедневно видишь чисто чиновные попытки снять с себя ответственность за происходящее, переложить ее то на предыдущие правительства, то на мировой кризис, то на происки не очень понятных внешних сил.

Еще в феврале 2011г. премьер Михаил Мясникович заявил, что, по расчетам правительства, даже выполнение решений Всебелорусского собрания в части роста объемов производства не позволит ликвидировать отрицательное сальдо во внешней торговле товарами и услугами. И для решения этой задачи имеющейся номенклатуры выпускаемых товаров недостаточно, необходимо освоение новой продукции.

Разумно. Но деятельность правительства была направлена в противоположную сторону. В посткризисном 2012г. отрицательное сальдо в торговле товарами и услугами удалось существенно сократить не только за счет российской нефтегазовой подпитки и «растворителей-разбавителей», но и за счет роста объемов и демпинговых поставок товаров в старой номенклатуре.

Естественно, поставки сверх затребованных рынком объемов отозвались ростом дебиторской задолженности, резким ухудшением финансового состояния предприятий и в 2013г. ростом запасов на складах готовой продукции. Что здесь было непредсказуемого? Разве что догадывался, что правительство не владеет ситуацией на рынках даже по нашей основной номенклатуре. Но не ожидал, что настолько. И заметим: никаких серьезных мер по освоению в производстве новых объемных товаров правительство не принимало вовсе.

Что производственный аппарат в стране остро нуждается в срочной модернизации - не только общеизвестно, но и разговоры об этом уже надоели. О модернизации говорили президент, премьер-министр, все вице-премьеры, все СМИ. В августе 2012г.

Минэкономики озвучило, что для полномасштабной модернизации требуется инвестировать $68 млрд. С этого момента всякая конкретная деятельность правительства в этом направлении просто прекратилась. Поскольку ясно, что таких ресурсов в стране нет.


Что модернизировать, как модернизировать, за счет каких ресурсов модернизировать - решение всех этих вопросов переложено на предприятия. Причем каждое предприятие обязали составить бизнес-план модернизации, и г-н Прокопович уже заявил, что это задание в целом выполнено. Причем одновременно существенно ужесточены требования к заявкам на участие в госинвестпрограммах, а бизнес-планы модернизации следует согласовать с банками.

Формально вроде бы что-то и выстроено. Только вот ставки кредитов для инвестпроектов неподъемны, более половины предприятий на деле убыточны, осмысленные бизнес-планы предприятий без утвержденной промышленной политики просто бессмысленны. (Ну не могут, как правило, небольшие предприятия сами определить, под какие ниши на рынках им вести модернизацию! Нет у них такой информации.) Реально выстроенная структура ориентирована на поддержку крупных экспортеров. Только для них доступно претендовать на участие в госинвестпрограммах, только они в состоянии предоставить банкам гарантии под более или менее крупные инвестпроекты и получить субсидирование кредитных ставок.

Но ведь уже ясно, что само по себе успешное развитие узкой группы крупных экспортеров никаких проблем в нашей экономике не решает: объемы спроса на их рынках не растут достаточным для страны темпом. А что правительство предлагает делать остальным?

Есть и тут ответ. Предложив предприятиям самим определять необходимость переоценки фондов, на деле правительство просто предложило слабым предприятиям доедать советское наследство. Как ресурс выживания. Да и вскоре грядущая девальвация должна их выживанию помочь.

Уже стало ясно, что резкое ухудшение финансового состояния большого числа предприятий, волна неплатежей, рост запасов готовой продукции на складах, падение объемов производства являются прямыми следствиями прошлогодней попытки выровнять платежный баланс любыми средствами. Средства оказались губительными. Ясно и то, что правительство лишь барахтается в ворохе текущих проблем и никакими планами вывода страны из кризиса не располагает. И даже не начинало над ними думать.

Думаю, прав независимый экономист Сергей Чалый, утверждая, что экономическое состояние страны сегодня хуже, чем весной 2011г. И при такой работе правительства, озабоченного лишь текущими проблемами, нет никаких шансов, что это положение улучшится. А значит - кризис нас не покинет.

Источник:
Александр Обухович, БелГазета
 

Выгодные курсы валют 12/12

покупка продажа
USD 2,1250 2,1290
EUR 2,4070 2,4150
100 RUB 3,1950 3,2080
EUR/USD 1,1320 1,1360
все курсы

Курсы валют НБ РБ

12/12 13/12
1 USD 2,1254 2,1270 +0,0016
1 EUR 2,4175 2,4085 -0,0090
100 RUB 3,1964 3,2009 +0,0045
все курсы валют