Главная arrow Новости arrow В Беларуси arrow Поздно пить боржоми

Поздно пить боржоми

28.06.2013 г.
Стабилизационная программа кредитования Беларуси, финансируемая Антикризисным фондом ЕврАзЭС (АКФ), близится к своему завершению. Но, судя по уточненной оценке отчета Минфина Беларуси о выполнении условий 5-го транша финансового кредита АКФ, произведенной экспертами Евразийского банка развития (ЕАБР), достижений в сфере макроэкономической стабилизации больше не становится.

Более того, все стабилизационные успехи образца 2012г. «в основном были связаны с благоприятной внешней конъюнктурой и в меньшей степени - с экономической политикой властей, и могут быть утрачены из-за преждевременного ее смягчения и нарастания новых дисбалансов».

Начало этому было положено еще во II квартале прошлого года. Сначала белорусские власти существенно снизили ставку рефинансирования, тем самым ускорив рост кредитования экономики, а затем принялись восстанавливать докризисный уровень средней зарплаты, не обеспечив при этом соответствующий темп прироста производительности труда.

В результате к концу года в Беларуси внутренний спрос опять вырос, а платежный баланс и динамика золотовалютных резервов ухудшились. Так, в IV квартале минувшего года дефицит текущего счета платежного баланса возрос до 11,1% ВВП. В I квартале 2013г. негативная динамика усилилась, и отрицательное сальдо счета текущих операций возросло до 17,1% ВВП. Еще немного усилий - и этот показатель опять достигнет максимального значения в 26% ВВП, зафиксированного на пике валютно-финансового кризиса.

Чтобы повернуть процесс вспять, ЕАБР предлагает Нацбанку РБ ужесточить денежно-кредитную политику «через поддержание реальной ставки рефинансирования на положительном уровне и ограничение роста кредитов с целью достижения уровня инфляции не более 12% к концу 2013г.». В этих целях показатель предельного прироста кредитов экономике установлен на год на уровне 19%, или не более 1,5% в месяц. Теперь ему придан статус контрольного показателя, т.е. обязательного для получения 6-го кредитного транша.

Помимо этого в целях сдерживания внутреннего спроса и ликвидации все еще значительных внутренних и внешних дисбалансов ЕАБР призывает белорусские власти к проведению более сбалансированной политики повышения доходов населения, не превышающей рост производительности труда, а также проведению более консервативной бюджетной политики и дальнейшему сокращению всех квазифискальных операций правительства.

Впрочем, ЕАБР, судя по тому, как развивалась белорусская экономика в I квартале т.г., неудачи не исключает и поэтому предупреждает, что «в случае дальнейшего ухудшения счета текущих операций и нарастания девальвационных ожиданий может потребоваться еще более значительное сокращение прироста кредитов экономике». Но пока нет никаких указаний на то, что белорусские власти прислушаются к этому предупреждению. Скорее, поступят наоборот, поскольку из правительства поступают сигналы именно такого рода.

В частности, для безусловного выполнения нового контрольного показателя Евразийский банк рекомендует Нацбанку РБ «рассмотреть вопрос об ужесточении условий предоставления валютных кредитов». И обоснованность данной рекомендации не вызывает сомнений, поскольку за апрель требования банковской системы в инвалюте возросли на 2,8%, в то время как рублевые требования к нефинансовым организациям уложились в предложенный норматив - 1,5%. Но эти данные не смущают правительство, нацеленное на безусловное выполнение прогнозных параметров развития экономики.

Как показало последнее совещание по вопросам дальнейшего развития жилищного строительства, и премьер, и его замы добиваются от банковской системы существенно большего. Они настаивают не только на дальнейшем снижении ставок по рублевым кредитам, выдаваемым на строительство жилья, но и опять предлагают «вернуться к выдаче кредитов гражданам на жилищное строительство в иностранной валюте». К сожалению, Нацбанк, по словам вице-премьера Анатолия Калинина, «предложение о выдаче кредитов в иностранной валюте не поддерживает».

Кстати, банковский регулятор отказывает правительству в этом удовольствии лишь потому, что не хочет увеличивать валютные риски банковской системы. Хотя лишение права на валютное кредитование граждан, имеющих валютные доходы, с самого начала выглядело как недостаточно обоснованное. Зато по всем остальным компонентам денежно-кредитной политики принципиальных разногласий у правительства и Нацбанка не наблюдается.

Вот только вряд ли эта гармония вызывает удовлетворение у АКФ как кредитора последней инстанции, поскольку чем ближе финал, тем больше появляется сомнений в отношении достижения конечной цели программы. До ее окончания осталось полгода, и кредитор явно опоздал с ужесточением условия, касающегося темпов кредитной экспансии. Тем более что «смягчение» экономической политики зафиксировано экспертами ЕАБР еще в прошлом году.

Но совет АКФ бесперебойно выдавал транши, стараясь не замечать того, что стабилизация в первой половине 2012г. наступила не из-за строгого следования рекомендациям экспертов, а благодаря кредитам и расцветшей буйным цветом торговле растворителями.

Поэтому если кредитную программу АКФ постигнет такая же судьба, как и последнюю программу Международного валютного фонда, то единственный правильный вывод, прямо вытекающий из новейшей кредитной истории Беларуси, состоит в том, что белорусские власти не способны удержать макроэкономику в стабильном состоянии без внешней финансовой помощи.

http://www.belgazeta.by/
 

Выгодные курсы валют 16/07

покупка продажа
USD 1,9710 1,9770
EUR 2,3030 2,3000
100 RUB 3,1560 3,1700
EUR/USD 1,1680 1,1740
все курсы

Курсы валют НБ РБ

16/07 17/07
1 USD 1,9706 1,9725 +0,0019
1 EUR 2,2898 2,3066 +0,0168
100 RUB 3,1632 3,1678 +0,0046
все курсы валют