Главная arrow Новости arrow В Беларуси arrow Хронические решения хронических проблем

Хронические решения хронических проблем

18.06.2013 г.
Настроиться на выполнение показателей, добиться от Нацбанка снижения ставок и утвердить графики разгрузки складов - этими мерами правительство собирается решать накопившиеся экономические проблемы.

"Мне очень хотелось бы, чтобы мы спустя время не имели неприятных встреч с членами правительства и другими. Пусть это будет не совещанием, а некоей встряской со стороны президента", - так завершила пресс-служба президента рассказ о состоявшемся 11 июня совещании у президента по вопросам промышленной политики.

Основной упор на совещании был сделан на проблему складских запасов. "Мы сегодня должны найти истину. Факт есть факт - рост складских запасов налицо", - заявил А. Лукашенко.

Впрочем, сама истина была найдена практически сразу же. "Гоним объемы, увеличивая тем самым склады. Это факт", - также добавил он. Встряска же заключалась в том, что отдельных руководителей министерств, концернов и даже предприятий заставили встать и рассказать, что сделано для разгрузки складов.

"Работа ведется", - докладывали чиновники разных уровней, включая премьер-министра Михаила Мясниковича, добавляя при этом, что она ведется "большая", "системно и ежедневно", и попутно сетуя на "просадку" мировых рынков и на вступление России в ВТО.

Однако эти доводы выглядели неубедительными на фоне доклада главы госконтроля Александра Якобсона, который на примерах из жизни показал, что причины затоваривания складов порой носят "субъективный характер" и некоторые предприятия не могут продать даже ту продукцию, которая пользуется спросом, а вместо реальной разгрузки складов предприятия создают лишь видимость процесса.

"Мне эквилибристика с цифрами не нужна", - предупредил А. Лукашенко и поручил к концу года разгрузить склады в несколько этапов. Правительство тут же пообещало уже за лето в основном их разгрузить.

"Постоянно слушать обещания от премьер-министра, считай - от правительства, я не могу, они должны быть реализованы", - на всякий случай еще раз "встряхнул" правительство А. Лукашенко. При этом он счел необходимым "персонифицировать" поручения по разгрузке складов: "Например, Мясникович отвечает за разгрузку складов МАЗа, Якобсон - за то, Семашко - за это. Не забудьте при этом МИД".

Отметив, что при этом не стоит просто выталкивать товары из страны за бесценок, он также поручил главе Нацбанка следить за тем, чтобы вся валютная выручка поступала в страну.


Отнюдь не спонтанно.

Уже через два дня правительство, встряхнувшись на совещании у президента, решило продолжить встряску на собственном заседании Совмина.

Как сообщил на заседании председатель Национального статкомитета Владимир Зиновский, ситуация в белорусской экономике усугубляется из месяца в месяц.

"Негативные тенденции отмечаются в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, строительстве, а также во внешней торговле", - констатировал провалы по всем фронтам В. Зиновский. Он также отметил, что это оказывает влияние на финансовое состояние организаций: темпы роста себестоимости продукции опережают темпы роста выручки, сокращается чистая прибыль, растет суммарная просроченная задолженность.

Рост ВВП замедлился по итогам января - мая до 1,1% при прогнозе на год 8,5%. При этом анализ роста ВВП показывает, что основным тормозом сегодня является промышленность. За пять месяцев текущего года промышленное производство сократилось на 3,5% при прогнозе роста на 7%.

"Текущие проблемы в промышленности являются отнюдь не спонтанными: тенденция замедления темпов роста промышленного производства стала проявляться во втором полугодии 2012 года", - сказал председатель Белстата, подчеркнув, что при сокращении производства отмечается рост складских запасов в промышленности.

По его словам, на складах скопились большие объемы продукции машиностроения. На протяжении нескольких лет стабильно высоким остается уровень запасов продукции на предприятиях концернов "Беллегпром" и "Белгоспищепром". "Это уже хроническая проблема", - считает В. Зиновский.

По словам председателя Белстата, проблема со сбытом отчасти обусловлена макроэкономической конъюнктурой, однако усугубляет ее несбалансированная экономическая политика промышленных организаций, высокая энерго- и материалоемкость продукции, устаревшее оборудование.


В июне минусуем дальше.

Непростая ситуация складывается и во внешней торговле: по итогам четырех месяцев экспорт сократился почти на 20%. "При сложившихся тенденциях выполнение этого прогнозного показателя уже маловероятно", - констатировал В. Зиновский. При этом, по его словам, невыполнение доведенных заданий по темпам роста экспорта министерствами и регионами за четыре месяца текущего года привело к потере в экспорте более 4 млрд. USD.

В интерпретации премьер-министра М. Мясниковича недополученная выручка выросла уже до 4,4 млрд. USD, из которой, по его словам, почти 1 млрд. USD "недодал Минпром, столько же - Витебская область, более 600 млн. USD - Минск", - перемешал региональную и отраслевую структуру экономики премьер, дополняя экономическую картину текущего момента.

Премьер подчеркнул: государство вкладывает значительные средства в модернизацию промышленности. "А что имеем? Выпуская 47,5% всех товаров и услуг в экономике, она формирует только 30% валовой добавленной стоимости", - посчитал М. Мясникович.

Недостаточна отдача и в агросекторе. "За пять месяцев текущего года производство молока сократилось на 1,1%. В июне минусуете дальше, - спрогнозировал тренд премьер. - С реализацией молока еще хуже - падение на 3,1%. Мяса скота и птицы реализовали на 9% меньше, чем произвели".

Он также обратил внимание на то, что экспортируется в основном мясо в тушах и полутушах, а потом другие страны зарабатывают на добавленной стоимости.

Несмотря на низкую отдачу, средства на модернизацию даже при сокращении бюджета уменьшаться не будут, заверил премьер и в обмен потребовал в очередной раз выполнения целевых показателей социально-экономического развития, утвержденных на 2013 год.

"Прошу не тратить время на рассуждения о том, что задания и задачи будет трудно выполнить. Да, сложно, трудно, но надо. И делать это не ради цифр отчета, а для развития экономики, которая обеспечивает благосостояние нашей страны и ее граждан", - пояснил М. Мясникович.

По его словам, если бы Витебская, Могилевская, Гомельская области и Минск выполнили задание по росту валового регионального продукта, то ВВП вырос бы на 6%, а не на 1,1%, как это получилось по итогам пяти месяцев. Из-за названных регионов, отметил премьер, страна недополучила 11 трлн. BYR добавленной стоимости, а значит, заработной платы, налогов, прибыли.


В увязке с разгрузкой.

При этом он напомнил, что в правительстве за ВВП отвечает Министерство экономики, однако инициативной работы с его стороны нет.

Между тем министр экономики Николай Снопков на совещании выступил сразу с несколькими инициативами. В частности, установить до конца года пошаговый график выхода на необходимый уровень рентабельности во взаимоувязке с выручкой на одного среднесписочного работника. При этом он особо подчеркнул, что "такая постановка задачи одновременно увязана с требованием о разгрузке складов".

"Основа проблемы - планирование производства и реализация продукции не увязаны между собой. Материальные ресурсы закупаются непропорционально даже прогнозному росту, не говоря о фактическом. Соответственно, кредиты - по-прежнему основной источник пополнения вымытых оборотных средств с учетом неэффективной работы", - отметил Н. Снопков. Необходима серьезная работа по снижению затрат при производстве, подчеркнул он.

Еще одно предложение Минэкономики, напрямую связанное с разгрузкой складов, - это доведение заданий по экспорту, которые зафиксируют необходимые минимальные объемы, ниже которых поставки на внешний рынок быть не должны. "При этом органам госуправления, которые являются экспортоформирующими для страны, устанавливаются задания по поставкам в натуральном выражении", - развил свою мысль министр.

Неизвестно, нашла ли поддержку идея министра экономики, но премьер-министр был твердо настроен на то, чтобы утвердить на заседании график разгрузки складов до нормативного уровня. "Спрос за его реализацию будет самым жестким: с рассмотрением в правительстве и ответственностью кадров", - предупредил премьер и попросил КГК взять этот график на особый контроль.


Исторический зарплатный максимум.

Предлагая различные меры по развитию внешней торговли и улучшению показателей, министр экономики Н. Снопков также обратил внимание на возврат тенденции по опережению темпов роста импорта над экспортом.

Эту же тенденцию отмечал премьер-министр, перекинув мостик от внешней торговли к росту доходов населения.

"Рост реальных располагаемых денежных доходов граждан составил 21,6% за четыре месяца текущего года, вместе с этим на 400 млн. USD увеличился потребительский импорт, - констатировал он и потребовал от губернаторов: - Разберитесь с потребительским импортом и доложите о проделанной работе".

Министр экономики предложил более глубокий анализ доходов. "Прогнозируя и выстраивая систему экономических мер на 2013 год, мы увязали рост производительности труда с ростом трудовых доходов", - напомнил он, подчеркнув, что в настоящее время наблюдается значительный разрыв между этими показателями в пользу заработной платы (отметим, рост производительности труда за 4 месяца составил всего 3,5%).

"Рекордное значение заработной платы - 565 USD - является историческим максимумом. На конец 2013 года, по прогнозу, мы должны выйти на 600 USD, поэтому в оставшийся период подход к повышению заработной платы до прогнозного уровня должен быть непосредственно увязан с производительностью труда", - настаивал Н. Снопков.

Чтобы не быть просто теоретиками, Минэкономики вновь инициативно предложило оптимизировать распределение трудовых ресурсов по каждой организации, особенно в части вспомогательных служб, а непрофильные виды деятельности организаций и подразделений, экономическая эффективность которых низка, передать на внешнее специализированное обслуживание.

"Необходимо наконец-то создать системы управления ресурсами на крупнейших предприятиях, окончательно освободиться от объектов, не связанных с производством", - сказал Н. Снопков.


Слышим, но не видим.

Пожалуй, из всего сказанного Н. Снопковым наиболее знаковым является как раз вот это: "необходимо наконец-то создать".

Очередное совещание с очередными окриками в сторону руководителей министерств и регионов, установками на персональную ответственность и утверждением графиков даже при самом жестком контроле их выполнения ничего не меняет в экономике, которая в последнее время стала постоянно сталкиваться с ситуацией "хронических проблем, которые появляются неспонтанно".

Очевидно, что пришла пора наконец-то что-то создать, какую-то новую систему управления экономикой, а не просто усиливать административный нажим.

Впрочем, правительство считает, что у него есть еще рычаги "макроэкономического влияния" на ситуацию.

В ходе совещания премьер-министр поручил своему заместителю Петру Прокоповичу проработать с Национальным банком вопрос дальнейшего снижения стоимости кредитов. "Правительство слышит аргументы Национального банка, но решения главы государства по социально-экономическому развитию страны и денежно-кредитной политике должны исполняться", - намекнул премьер.

Поручение, конечно же, пришлось по адресу: П. Прокопович, будучи главой Нацбанка, всегда обеспечивал выполнение необходимых показателей, в том числе по росту заработной платы в долларах к выборам, даже в ущерб будущей макроэкономической стабильности.

Но если правительство действительно слышит аргументы Нацбанка, то неужели оно не видит реальной ситуации в экономике и не понимает, что второй раз те же грабли обойдутся гораздо дороже не только в экономическом, но и в политическом плане?

Или после нас хоть потоп, хоть девальвация, хоть революция?

http://www.belmarket.by/
 

Выгодные курсы валют 24/11

покупка продажа
USD 1,9980 2,0030
EUR 2,3660 2,3730
100 RUB 3,4100 3,4170
EUR/USD 1,1830 1,1880
все курсы

Курсы валют НБ РБ

24/11 25/11
1 USD 1,9968 1,9980 +0,0012
1 EUR 2,3635 2,3676 +0,0041
100 RUB 3,4153 3,4169 +0,0016
все курсы валют