Главная arrow Новости arrow В Беларуси arrow Модернизация не потребует изменения денежно-кредитной политики, но Беларусь готова и дальше занимать деньги для ее проведения

Модернизация не потребует изменения денежно-кредитной политики, но Беларусь готова и дальше занимать деньги для ее проведения

28.03.2013 г.
В результате проведения комплексной модернизации в ближайшие 3-5 лет Беларусь сможет не только выполнить все показатели пятилетки, обеспечить людям зарплаты в размере 1.000 USD, но и войти в состав "мировой элиты" по уровню человеческого развития уже в 2020 году.

Об этом рассказал на пресс-конференции вице-премьер Петр Прокопович, который является в правительстве ответственным за проведение модернизации в стране.

Элита подвинется.

Для начала П. Прокопович назвал основные черты модернизации. Так, например, он четко обозначил момент ее рождения - сентябрь 2012 года. Именно тогда, по его словам, президент поставил "жесткое требование" обеспечить модернизацию.

У нее есть несколько особенностей. Первая - это то, что она "комплексная", то есть не только технологическая, но и экономическая, пояснил П. Прокопович. А это означает как внедрение "самых совершенных" систем управления предприятиями и отраслями, так и хорошо знакомые требования вроде "неукоснительного соблюдения трудовой дисциплины", "оптимизации численности", "материального стимулирования" и т. д.

Комплексную модернизацию Беларусь, по словам вице-премьера, проводит впервые. Ее отличие от предыдущих модернизаций в том, что если раньше она охватывала 10-15% предприятий, то теперь должна дойти до каждого. Причем независимо от формы собственности.

"Именно комплексная модернизация экономики позволит Беларуси выполнить те задачи, которые предусмотрены программой социально-экономического развития на нынешнюю пятилетку", - пояснял цель модернизации П. Прокопович.

"Именно это позволит нам обеспечить повышение жизненного уровня населения страны в 2015 году до уровня среднеевропейского развития и повышение среднемесячной зарплаты до 1.000 USD", - обозначил очередной долларовый ориентир вице-премьер, хотя в последнее время власть уходила от конкретных количественных установок по зарплате.

Но и это еще не все. Когда-то П. Прокопович, будучи еще главой Нацбанка и призывая открыть ворота для иностранных инвестиций, бросил лозунг о необходимости войти в тридцатку стран в рейтинге "Ведение бизнеса". На этот раз у модернизации также появилось заветное место в рейтинге, к которому надо стремиться.

"Мы имеем возможность войти при удовлетворительной работе в число 40 стран, при хорошей - в 30 передовых стран", - прогнозировал Петр Прокопович. "Прочный фундамент", который будет создан с помощью модернизации, "позволит нам к 2020 году войти в число мировой элиты по уровню развития человеческого потенциала и в целом благосостояния людей", пояснил он, в каком именно рейтинге мы должны снова занять 30-ю строчку.

Сверхприбыль мимо не пройдет.

На сегодня, по словам Петра Прокоповича, фактически все предприятия госсобственности включены в процесс модернизации (разработаны программы модернизации на 1.820 предприятиях с государственной формой собственности из 1.904). Кроме того, облисполкомы и местные органы управления разработали такие программы вместе с владельцами еще на 853 предприятиях без ведомственного подчинения.

Остальные предприятия, пояснял он, - это предприятия, связанные с оказанием услуг. Для них разрабатывались не программы модернизации, а комплексы мер, направленные "на повышение эффективности, решение вопросов бережливого отношения к развитию каждого предприятия, а также другие вопросы, не требующие больших капитальных вложений".

Размеры капитальных вложений также определены. Всего в основной капитал в 2013 году в Беларуси будет направлено и освоено примерно 200 трлн. BYR, что почти на 40 трлн. BYR больше, чем было в 2012 году (рост - на 20%). Одну треть составят собственные средства предприятий, 50-55% - это заемные кредитные ресурсы банков и 10-15% - поддержка государства.

Один из источников пополнения государственных денег на модернизацию - изъятие сверхприбылей у эффективно работающих предприятий с долей государства 50% и более. Эта практика применялась и ранее, и она будет продолжена.

"Сверхприбыльные предприятия участвуют в процессе модернизации, и нельзя допустить, чтобы их сверхприбыли шли мимо этого. Если есть свободные ресурсы, правительство вправе изъять их и направить на модернизацию других объектов", - пояснил П. Прокопович.

"В целом у нас есть возможности для того, чтобы обеспечить модернизацию всех наших предприятий в течение ближайших трех лет", - сказал П. Прокопович.

Хотят дать, но не могут.

На модернизацию пойдут и прямые иностранные инвестиции, если они вообще будут, а также государственные внешние займы.

Впрочем, основной целью привлечения внешних займов является реструктуризация внешней задолженности, пояснил П. Прокопович. Он отметил, что внешний долг Беларуси на 1 января 2013 года не стал выше, чем на 1 января 2012 года, и составил 12 млрд. USD.

"Чтобы производить выплаты, мы будем часть заимствовать извне. Это в том числе и возможное получение кредитов из России", - сказал П. Прокопович. Речь идет о возможном предоставлении РФ кредита Беларуси в размере 2 млрд. USD.

"Принципиальных возражений со стороны России нет, но российский Минфин пока не знает, как это сделать, поскольку в бюджете не предусмотрены эти средства", - раскрыл суть переговоров по кредиту П. Прокопович.

"Поэтому мы сейчас вместе с ними обсуждаем, как технически решить эту задачу. Думаю, это будет хорошим решением, мы уверенно проведем процесс модернизации в стране, используя для этого в том числе и внешние заимствования", - сказал он.

Сомнений не вызывает.

При этом бывший глава Нацбанка считает, что модернизация не потребует смягчения денежно-кредитной политики. "Нам не требуется ни ослабления, ни усиления денежно-кредитной политики. Нам требуется неукоснительно выполнять принятые документы - макропрогноз и Основные направления денежно-кредитной политики", - сказал он, добавив, что "больше ничего не нужно".

При этом П. Прокопович не видит противоречий между высокими темпами роста, запланированными на текущий год, и необходимостью придерживаться жесткой денежно-кредитной политики.

"Мы работаем в пределах той программы, которая намечена на этот год, - сказал П. Прокопович. - Она реальна, возможна, и не вызывает сомнений ни у нас, ни у Национального банка, что может быть реализована в течение этого года".

Единственная положительная оценка.

"Все программы сбалансированы, и невыполнение одной из них тянет за собой невыполнение в целом задач экономики", - констатировал также он.

Однако П. Прокопович не считает критичными и некоторые показатели за январь - февраль, которые явно выбиваются из сбалансированных программ.

Так, в частности, комментируя высокий уровень инфляции, которая сложилась за первые два месяца, он пояснил, что этот рост произошел в основном из-за роста оплаты услуг ЖКХ, связи, цен на водочные и табачные изделия.

Но, по его словам, правительство приняло решение временно отказаться от дальнейшего повышения тарифов на услуги ЖКХ "и принять другие меры за счет интервенций по рынкам на других направлениях". Так что в 2013 году инфляция вполне может удержаться в границах прогнозных 12%.

"Объективных причин для увеличения цен в стране не имеется, все объективные факторы указывают на то, что цены у нас должны быть в пределах 12%", - сказал П. Прокопович.

Не видит он ничего страшного и в увеличениях запасов на складах до 75% месячного объема производства. "Запасы увеличились, но говорить о том, что они достигли критического уровня, не приходится", - отметил П. Прокопович.

Тем не менее этот вопрос обсуждается на заседаниях правительства по отдельным предприятиям, подчеркнул он. "Нужно нарастить экспортный потенциал, в том числе и за счет снижения запасов на складах, - подчеркнул П. Прокопович. - Этот вопрос для нас номер один - экспорт товаров и услуг".

Он также признал, что рост инвестиционного импорта приведет к снижению профицита внешней торговли, который в текущем году прогнозируется на уровне 0,5 млрд. USD, что существенно ниже, чем в 2012 году.

Что же касается потребительского импорта, объем которого также резко вырос в январе текущего года, то, по мнению П. Прокоповича, никаких ограничений по этому поводу вводить не планируется.

"Мы должны работать, используя рыночные возможности, через развитие конкуренции. Тогда не будет вопросов по засилью импортных товаров", - сказал П. Прокопович.

Он подчеркнул, что на потребительском рынке ситуация "на сегодняшний день благополучна". "Это единственная отрасль, где мы имеем положительную оценку", - уточнил вице-премьер.

http://www.belmarket.by
 

Выгодные курсы валют 11/12

покупка продажа
USD 2,0350 2,0380
EUR 2,3900 2,3990
100 RUB 3,4280 3,4400
EUR/USD 1,1730 1,1780
все курсы

Курсы валют НБ РБ

10/12 11/12
1 USD 2,0367 2,0367 +0,0000
1 EUR 2,3931 2,3931 +0,0000
100 RUB 3,4364 3,4364 +0,0000
все курсы валют