Главная arrow Новости arrow Аналитика arrow Требование президента повернуть коммерческие банки лицом к экономике может привести к финансовому кризису

Требование президента повернуть коммерческие банки лицом к экономике может привести к финансовому кризису

12.03.2013 г.
Совещания правительства с участием президента иногда вызывают чувство дежавю, кажется, что все это уже было. Не стало исключением и последнее совещание 1 марта 2013 года, посвященное подведению итогов 2012 года. Некоторые аспекты этого совещания чем-то напоминали совещание с новым тогда составом правительства, прошедшее 25 февраля 2011 года.

Именно на том совещании президент Беларуси Александр Лукашенко дал распоряжения Нацбанку, которые положили начало финансовому кризису 2011 года. На совещании 1 марта Нацбанку также были даны распоряжения, которые могут оказать негативное влияние на валютный рынок страны уже в ближайшие месяцы.

История повторяется.

Но вначале о событиях, которые произошли два года назад. А. Лукашенко тогда решил лично вмешаться в управление валютным рынком страны. "Сложилась ситуация, что несколько сотен или десятков, может быть, ключевых предприятий приносят валюту в страну, а премьер-министр и председатель правления Национального банка, основываясь на непонятных теориях свободного рынка, раздают кому попало эту валюту", - сообщил президент.

"И хватит отбирать валюту у руководителей предприятий, организаций, которые ее зарабатывают, и раздавать тем, кто ее в страну не приносит", - приказал президент тогдашнему главе Нацбанка Петру Прокоповичу, дав старт финансовому кризису.

"Уверен, что это даст нормальный эффект и мы не будем иметь больше проблем с валютой, курсом и так далее", - напутствовал Прокоповича президент.

Как показали последующие события, непонятная рыночная теория оказалась сильнее политики руководства Беларуси, и через 2 года ситуация в стране вернулась на круги своя.

Вот как это описал А. Лукашенко на совещании 1 марта 2013 года: "Если посмотреть за период с начала 2011 года, то к настоящему времени белорусский рубль девальвировался в 2,9 раза. При этом потребительские цены выросли в 2,6 раза. В том числе на продовольственные товары - почти в 3 раза, на непродовольственные товары и услуги - в 2,5 раза".

То есть ситуация с соотношением курса рубля и цен в начале текущего года та же, что была и перед кризисом 2011 года. Это наблюдается и по ряду других параметров, в частности по заработной плате, достигшей в январе 2013 года 504 USD, а также по отрицательному сальдо внешней торговли.

В начале 2012 года сальдо было положительным, но по мере роста зарплат и снижения ставки рефинансирования оно очень быстро переместилось в отрицательную область. Конечно, сальдо пока не столь велико, как это было в начале 2011 года, но сейчас и ставка рефинансирования Нацбанка намного выше - 30% против 10%.

То есть в настоящее время финансовая система Беларуси разбалансирована примерно в такой же степени, как и в начале 2011 года, следовательно, фундаментальные условия для нового финансового кризиса в Беларуси уже созрели.

Надежда на банки.

Но, в отличие от 2011 года, президент на совещании 1 марта потребовал не прекратить продавать валюту частным импортерам, а разобраться с банками: "На сегодняшний день ставки по кредитам в белорусских рублях являются неподъемными для предприятий. В то же время все видят, что банки в этой ситуации далеко не бедствуют. Пришла пора повернуть банковскую систему лицом к экономике".

Не обошел президент стороной и вопрос о валюте. "Банковская система страны должна сформировать соответствующее предложение "длинных денег" для проектов модернизации. Кстати, и деньги банкам надо искать за пределами страны и привлекать в страну. А их найти можно", - убежден Александр Лукашенко.

Эта убежденность несколько напоминает уверенность в том, что запрет на продажу валюты импортерам даст нормальный эффект и позволит решить проблемы с валютой, курсом и так далее. Кроме того, президент добавил, что Нацбанк боится, "как бы чего не вышло".

Таким образом, если в начале 2011 года президент был уверен, что импортеры сами найдут валюту, то теперь он убежден в том, что необходимую валюту найдут банки.

По форме эти убеждения разнятся, но их суть одна: стране не хватает валюты и ее должны обеспечить определенные секторы экономики, а с себя государство ответственность снимает.

Но есть и существенное отличие текущей ситуации от той, которая существовала в Беларуси 2 года назад: банки действительно находят валюту за рубежом, что не удалось тогда сделать импортерам, во многом - из-за высоких процентных ставок по рублям при "стоящем" курсе.

По данным Нацбанка, с сентября 2012 года коммерческие банки Беларуси активно наращивают объемы средств, привлеченных от нерезидентов. Всего за 4 месяца они привлекли около 1,1 млрд. USD. Кроме того, они сократили объем валютных средств, размещенных за рубежом, на 0,6 млрд. USD.

Таким образом, банки обеспечили приток в страну 1,7 млрд. USD, профинансировав тем самым дефицит внешней торговли Беларуси, что спасло белорусский рубль от обвала.

Потенциал привлечения средств банками еще явно не исчерпан. Так, в начале 2011 года, когда ресурсы банков также использовались для стабилизации валютного рынка страны, средства из-за рубежа достигали 7,1 млрд. USD (на 1 февраля 2013 года - 6,2 млрд. USD). Если банки получают достаточные, на их взгляд, гарантии по кредитам или приемлемый залог, то они вполне могут наращивать объемы валютного кредитования.

Следовательно, банки еще какое-то время могут обеспечивать финансовое благополучие в стране. Но как только они перестанут привлекать средства из-за рубежа, произойдет обвал (если Нацбанк не начнет массированных распродаж резервов). То есть если Нацбанк будет энергично выполнять требование президента повернуть банки лицом к экономике и слишком быстро снизит ставку рефинансирования, возможности банков по привлечению средств из-за рубежа окажутся недостаточными для обеспечения стабильности на валютном рынке.

Нацбанк не спешит.

Кроме разницы в действиях банков и импортеров, есть и другое важное отличие текущей ситуации от той, которая наблюдалась 2 года назад. Поручение президента 1 марта 2013 года, в отличие от 25 февраля 2011 года, не носит обязательного характера. Тогда Нацбанк взял под козырек и перестал продавать валюту на бирже.

Теперь же Нацбанк не спешит что-то делать. Вместо конкретных действий председатель правления Нацбанка Надежда Ермакова сообщила о разработке финансовой программы на 2013 год, "в которой будут комплексно взаимоувязаны потребности экономики в финансовых ресурсах и реальные источники их формирования".

Согласно этой программе, "кредитование экономики преимущественно будет направлено на реализацию инвестиционных проектов и осуществляться в масштабах, не нарушающих сбалансированность, финансовую и макроэкономическую стабильность".

Таким образом, Нацбанк надеется, по крайней мере, не увеличивать уже созданный в 2012 году дисбаланс в финансовой системе Беларуси.

Н. Ермакова сообщила, что динамика ставки рефинансирования в течение года будет зависеть от макроэкономической ситуации в первую очередь во внешней торговле и на валютном рынке, а также от уровня фактически складывающейся инфляции. "Безусловно, при закреплении положительных тенденций ставка рефинансирования и уровень процентных ставок на кредитном рынке будут снижаться", - отметила Н. Ермакова.

Фактически это отказ от выполнения поручения президента: Нацбанк не спешит снижать ставки, хотя и предпринимает некоторые шаги в этом направлении.

Кроме того, Н. Ермакова отметила, что ресурсный потенциал банков позволяет увеличить их требования к экономике в 2013 году на 20%, или на 45 трлн. BYR. В то же время, отметила она, потребности отдельных отраслей превышают имеющиеся ресурсы и потенциал по их увеличению, поэтому правительству и Нацбанку необходимо рассмотреть и определить приоритетность предоставления кредитной поддержки в рамках финансирования госпрограмм.

По мнению Н. Ермаковой, важно также привлечь к участию в кредитовании госпрограмм все банки, а не только государственные.

Нацбанком, как сообщила Н. Ермакова, принят ряд мер по снижению стоимости кредитных ресурсов, которые, как планируется, уже в марте должны отразиться на процентных ставках по кредитам. Вместе с тем, по ее словам, ключом к обеспечению экономического роста должно стать не столько наращивание объемов кредитования, сколько повышение его эффективности. "Сырые бизнес-планы с размытыми сроками окупаемости к кредитованию приниматься не будут", - подчеркнула Н. Ермакова.

Изложенные Н. Ермаковой планы Нацбанка выглядят вполне привлекательно, но вопрос в том, насколько Нацбанку удастся и будет разрешено их реализовать.

К тому же сама позиция банка выглядит недостаточно последовательно: Н. Ермакова в своем выступлении ничего не говорила о Банке развития, который также собирается увеличивать свою степень поддержки экономики и, похоже, как раз создан для того, чтобы давать деньги на "сырые бизнес-планы с размытыми сроками окупаемости". Это никак не будет способствовать стабильности финансового рынка РБ.

http://www.belmarket.by/

 

Выгодные курсы валют 24/11

покупка продажа
USD 1,9980 2,0030
EUR 2,3650 2,3730
100 RUB 3,4100 3,4170
EUR/USD 1,1830 1,1880
все курсы

Курсы валют НБ РБ

24/11 25/11
1 USD 1,9968 1,9980 +0,0012
1 EUR 2,3635 2,3676 +0,0041
100 RUB 3,4153 3,4169 +0,0016
все курсы валют