Главная arrow Новости arrow Аналитика arrow Четвертый транш кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС Беларусь получила, не выполнив некоторых показателей

Четвертый транш кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС Беларусь получила, не выполнив некоторых показателей

19.02.2013 г.
После перечисления 31 января 440 млн. USD четвертого транша кредита стали известны подробности его выделения: Антикризисный фонд (АКФ) опубликовал оценку отчета Министерства финансов Беларуси о выполнении условий предоставления транша.

Вопреки ожиданиям, оказалось, что не все требования АКФ посчитал выполненными, хотя на пресс-конференции 7 декабря в выступлениях представителей Беларуси и России ничто не выдавало наличия претензий со стороны фонда.

Тем не менее оказалось, что статус "не выполнен" присвоен трем индикативным показателям, а выполнение одного контрольного показателя требовало уточнений.

Противоречивые госпрограммы.

Уточнения касаются показателя по объемам кредитования госпрограмм, по которому, по выражению АКФ, невозможно было провести "аккуратную оценку" из-за противоречий в данных различных источников (Минфина и Нацбанка).

В соответствии с установленным показателем чистое кредитование государственных программ за счет ресурсов правительства в январе - сентябре 2012 года не должно было превысить 6,8 трлн. BYR, а по итогам года - 7 трлн. BYR

Как отмечает АКФ, по предварительным данным, из депозитов правительства за 9 месяцев профинансировано государственных программ на сумму 6,7 трлн. BYR, в том числе через Банк развития - на сумму 790 млрд. BYR. Это в номинальном выражении на треть ниже уровня соответствующего периода прошлого года, поясняет АКФ.

При этом фонд обращает внимание на то, что одновременно происходило расширение финансирования этих программ из собственных средств банков.

По оценкам АКФ, за 9 месяцев 2012 года собственные ресурсы банков, использованные на кредитование государственных программ, в реальном выражении превысили соответствующие объемы 2011 года более чем в 3 раза.

При этом отмечается, что выполнение заданий по финансированию госпрограмм крупнейшими госбанками, в портфеле которых этот вид кредитования является преобладающим, стало причиной дефицита ликвидности в августе - сентябре 2012 г.

Поскольку многие из этих программ софинансируются бюджетом в части компенсации процентных ставок банкам или заемщикам, дополнительными негативными эффектами такого квазирыночного кредитования являются увеличение нагрузки на бюджет и возможное вытеснение других бюджетных расходов в условиях договоренностей по нулевому сальдо бюджета, говорится в обзоре АКФ о вероятных последствиях такого скрытого расширения финансирования госпрограмм.

Пока же АКФ не смог даже оценить его уровень и запросил дополнительные разъяснения у Минфина РБ, чтобы уточнить статус (выполнение/невыполнение) показателя.

Статус: не выполнен.

Но если у показателя по объему финансирования госпрограмм еще был шанс оказаться выполненным, то показатель по росту кредита экономике ничто не спасло.

По программному курсу (курс на конец апреля 2011 года - 3.013 BYR/USD) на 1 октября он должен был составить не более 12%, в действительности же прирост оказался почти вдвое выше и по состоянию на 1 октября 2012 года рост кредитов достиг 21%.

В результате, отмечается в обзоре АКФ, превышен установленный показатель не только для 4-го транша, но и для 5-го - не более 15% на конец 2012 года.

Невыполненным оказался и показатель по объему резервных денег. Их объем на 1 октября 2012 года по программному курсу должен был составить 23 трлн. BYR, но, по подсчетам АКФ, показатель составил 26,5 трлн. BYR, что было обусловлено высокими объемами закупок валюты НБ РБ на рынке с февраля по июль с целью накопления иностранных активов.

Покупка валюты Нацбанком увеличивала предложение белорусских денег, что и привело к резкому всплеску кредитования на фоне неоправданно быстрого снижения ставки рефинансирования в первой половине года, отмечается в обзоре АКФ.

"Со второй половины 2012 г. ставка рефинансирования находится в отрицательной зоне с учетом прогнозируемого экспертами фонда роста цен по базовому сценарию и превышения с марта 2012 г. фактических темпов кредитования экономики над темпами, предусмотренными в программе", - отмечается в документе.

Таким образом, фонд констатировал невыполнение еще одного показателя, который состоял в необходимости регулярного пересмотра уровня ставки рефинансирования для обеспечения ее положительного значения в реальном выражении.

Экономические тренды года.

Рост кредита, отрицательная ставка рефинансирования - это те особенности экономической ситуации в 2012 году, которые привели к невыполнению определенных показателей.

Но от взора АКФ не скрылись и другие тренды, которые вошли в экономическую историю 2012 года.

Прежде всего, это "растворительная" схема. Отмечая, что "чистый экспорт оставался главным фактором роста ВВП", АКФ не стал скрывать, что "в значительной степени это было обусловлено благоприятной внешней конъюнктурой и увеличением экспорта продукции химической промышленности по позиции "растворители" за пределы Таможенного союза в первом полугодии".

При этом АКФ отмечает, что "прекращение реализации этой схемы явилось одним из факторов замедления роста ВВП и существенного ухудшения счета текущих операций в III квартале". Так, в III квартале дефицит внешней торговли товарами составил около 2,7% ВВП против положительного значения в I и II кварталах (8,3 и 6,8% соответственно).

Укрепление реального курса белорусского рубля стало еще одним фактором ухудшения внешнеторговых позиций, считают в АКФ. При этом само укрепление произошло вследствие высоких темпов роста внутренних цен по сравнению со странами-партнерами и "при де-факто фиксированном курсе белорусского рубля".

"Ситуация усугубляется наличием в экономике значительного инфляционного навеса, вызванного опережающим ростом заработных плат по сравнению с ростом производительности труда, - также констатируют эксперты фонда и предупреждают: - Желание ускорить темпы роста экономики через стимулирование спроса посредством нового расширения кредитования экономики и необоснованное повышение доходов будет оказывать сильное давление на уровень международных резервов, валютный курс и инфляцию, и через накопление структурных диспропорций снизит конкурентоспособность экономики".

Борьба за пятый транш.

Действия правительства в части увеличения доходов населения и объемов кредитования экономики могут свидетельствовать, что экономическая политика страны выстраивалась исходя из предположений о сохранении благоприятной конъюнктуры, отмечают эксперты.

"Это говорит о недостаточной оценке рисков и проведении недостаточно осмотрительной экономической политики, требующей увеличения глубины коррекции", - сделали вывод основные кредиторы нашей страны.

Но если сама коррекция заключается в том, что правительству и Нацбанку требуется продолжать проводить жесткую денежно-кредитную и бюджетную политику, то ее углубление связано с инвестициями.

"При таком сценарии критически важной становится задача пополнения международных резервов из недолговых источников", - отмечается в докладе.

Пополнение резервов из недолговых источников - это тот показатель, который Беларусь не выполнила на конец года, - речь идет о приватизации на сумму 2,5 млрд. USD. И очевидно, что это станет одним из наиболее проблемных пунктов на переговорах по пятому траншу, которые начнутся, как только белорусские власти представят новое письмо о намерениях.

На прошлой неделе прозвучали заявления со стороны Госкомитета по имуществу, что составлен "приватизационный список", который тянет на сумму 5 млрд. USD, то есть покрывает обязательства Беларуси перед АКФ по приватизации сразу за два года - 2012-й и 2013-й.

Но устроит ли АКФ коррекция показателя по приватизации за счет составления списка или они подождут, когда Беларусь ее углубит и реально что-нибудь продаст?

http://belmarket.by/
 

Выгодные курсы валют 25/06

покупка продажа
USD 1,9920 1,9970
EUR 2,3200 2,3300
100 RUB 3,1520 3,1600
EUR/USD 1,1620 1,1690
все курсы

Курсы валют НБ РБ

24/06 25/06
1 USD 1,9961 1,9961 +0,0000
1 EUR 2,3275 2,3275 +0,0000
100 RUB 3,1586 3,1586 +0,0000
все курсы валют