Главная arrow Новости arrow Банки/Финансы arrow В Беларуси решается судьба лизингового рынка

В Беларуси решается судьба лизингового рынка

12.02.2013 г.
Примерно половина белорусских лизинговых компаний настроена против передачи сферы лизинговых услуг под управление Нацбанку, половина - за.

Рынок лизинговых услуг в Беларуси существует уже давно и активно развивается. Его курирует Министерство экономики, но в настоящее время планируется передать под контроль Нацбанка. Такое намерение вызвало неоднозначную реакцию среди лизинговых компаний: у них никто не спросил, что они по этому поводу думают. Только 24 января на конференции "Лизинг в Беларуси. Тенденции и перспективы" руководители лизинговых компаний Беларуси встретились с представителем Нацбанка, и стороны прояснили свои позиции.

Дискуссию открыл председатель совета Ассоциации лизингодателей Александр Цыбулько, который сообщил, что мнения лизингодателей разделились ровно 50 на 50: половина поддерживает идею передачи управления Нацбанку, половина - против. Поскольку большинства нет, заявил А. Цыбулько, то он будет излагать не мнение ассоциации, а свою личную позицию. Но первым делом он изложил обоснование Нацбанком необходимости передачи лизинга под контроль последнего.

Обоснование регулятора.


Согласно оценке Нацбанка, лизинг в Беларуси развивается исключительно за счет присутствия на нем банков - через создание и кредитование лизинговых компаний, а также непосредственное оказание лизинговых услуг. Среди источников финансирования лизинговых операций собственные средства лизинговых компаний занимают лишь около 25%, остальные 75% - это заемные средства, в основном кредиты банков. Более того, портфель лизинговых компаний, учрежденных банками, занимает более 70% от лизингового портфеля всех компаний.

В связи с этим в Нацбанке сделали вывод, что консолидация банковского и лизингового бизнесов объективно подталкивает к установлению для этих двух сегментов финансового рынка единого регулятора.

Кроме того, по мнению экспертов Нацбанка, белорусским лизинговым компаниям требуется увеличить финансовый потенциал. Это возможно, если какой-либо государственный орган возьмет на себя контроль за финансовой устойчивостью лизинговых компаний.

В обоснование своего мнения эксперты Нацбанка рассмотрели четыре возможных пути увеличения финансового потенциала лизинговой отрасли.

Это привлечение крупных иностранных инвесторов, появление крупных отечественных инвесторов, не являющихся банками, направление на развитие лизинга значительных бюджетных средств, а также рыночное перераспределение денежных средств.

Последний путь, по мнению Нацбанка, самый реалистичный. Для его реализации потребуется принятие мер, среди которых приобретение лизинговыми компаниями статуса финансовых посредников. В результате банки будут оценивать кредитоспособность лизинговых компаний не по аналогии с субъектами хозяйствования, осуществляющими хозяйственную деятельность, а как финансовых посредников. Нацбанк готов осуществить необходимые меры.

И так хорошо...


А. Цыбулько прокомментировал позицию Нацбанка, отметив, что будет намеренно несколько сгущать краски.

Председатель совета Ассоциации лизингодателей отметил, что правоотношения в области лизинга являются частным видом арендных отношений, а не частью кредитных отношений.

Кроме того, отметил он, если брать международную практику, то центральные банки не наделены полномочиями по регулированию рынка лизинговых услуг, за исключением Армении.

И в целом уровень развития лизинговых услуг в Беларуси А. Цыбулько оценил высоко. Он отметил, что основной параметр, определяющий степень развития лизинга, это отношение суммы нового бизнеса к ВВП страны, составившее в Беларуси по итогам 2011 года 2,5% (итоги 2012 года еще не подведены). В то же время в Казахстане данный параметр равен 0,18%, в России - 1,4%, в Украине - 0,55% от ВВП. Уровень проникновения лизинга в экономику в Беларуси является самым высоким среди стран СНГ. Да и в Европе средний многолетний уровень проникновения лизинга в экономику - 1,41%.

Более того, как сообщил А. Цыбулько, в Армении, где рынком лизинга управляет Центробанк, занимаются лизингом всего 6 банков и 3 лизинговые компании, а их лизинговый портфель составляет лишь 0,2% от ВВП. Для сравнения: в Беларуси лизинговые услуги оказывают около 150 компаний.

Несколько настороженно А. Цыбулько отнесся и к идее придания лизинговым компаниям статуса финансовых посредников. Это, по его мнению, может привести к монополизации лизингового рынка банковскими компаниями, сосредоточению лизинга в крупных городах, в результате чего лизингом не будут охвачены в полном объеме малые города и сельская местность.

Кроме того, введение лицензирования лизинговой деятельности и минимального уставного фонда может привести к тому, что мелкие компании будут вынуждены с этого рынка уйти (при этом А. Цыбулько отметил, что в Нацбанке заверили в отсутствии намерения вводить лицензирование).

А. Цыбулько также сказал, что возможно возникновение противоречий в рамках Таможенного союза, в силу того что лизинговые компании в России и Казахстане не относятся к числу финансовых посредников.

Директор ООО "Активлизинг" Виктор Кобяк также отметил развитие законодательства в сфере лизинга в Беларуси. Его толкование однозначное и практика правоприменения устраивает лизингодателей, подчеркнул директор.

В. Кобяк также сообщил, что прошедший год был для сферы лизинга очень хорошим, и если эти цифры удастся повторить в 2013 году, это будет прекрасно. Он сравнил состояние белорусского рынка лизинга с европейским, указав на важное отличие: в 2011 году в Европе доля лизинга легковых автомобилей составляла 42%, а в Беларуси - всего 4%. Поэтому, считает глава "Активлизинга", в среднесрочной перспективе в Беларуси стоит ожидать многократного роста лизинга легкового транспорта.

Ничего страшного.


Высоко оценил белорусское лизинговое законодательство и Максим Лисицкий, директор СООО "Райффайзен-Лизинг". Он сказал, что в Беларуси уровень проникновения лизинга выше, чем в странах СНГ, потому что белорусское законодательство по лизингу - лучшее среди стран бывшего Советского Союза.

М. Лисицкий относится к тем 50% лизингодателей, которые не имеют ничего против подчинения сферы лизинга Нацбанку. По его мнению, в самом факте того, что лизинговая отрасль будет регулироваться Нацбанком, ничего страшного нет. А вот вопрос о том, как Нацбанк будет регулировать рынок, несет в себе интригу: есть опасения, что сократится количество компаний или появятся новые требования.

Изменения могут коснуться, считает М. Лисицкий, отчетности, требований к капиталу и менеджменту, а также бухгалтерскому учету.

Если говорить о финансовой отчетности, то крупные компании ведут отчетность по международным стандартам, и ничего страшного, по мнению М. Лисицкого, в этом нет.

Что касается менеджмента, то работающие сейчас на рынке специалисты, считает он, достаточно квалифицированные.

Обсуждая вопрос о достаточности капитала, М. Лисицкий отметил, что в Беларуси работают банки с разным капиталом, есть небольшие банки, которые имеют ограниченные права, но при этом все банки занимают свои ниши. "Поэтому я не вижу проблем, просто произойдет некоторая сегментация лизинговых компаний, которая, если по-честному, и сейчас есть. И это нормально", - считает М. Лисицкий.

Третья сфера возможных перемен - бухгалтерская отчетность. Вот здесь, по мнению М. Лисицкого, существует наибольшая опасность. "Перевод лизинговых компании на банковский учет убьет всех. И я бы хотел, чтобы Нацбанк не делал резких движений в учете", - сказал глава "Райффайзен-Лизинг".

А почему нет?


Начальник управления регулирования небанковских операций Нацбанка РБ Дмитрий Набздоров постарался развеять опасения лизинговой общественности и объяснил, как ситуация выглядит с точки зрения Нацбанка.

А она состоит в том, что все сегменты финансового рынка Беларуси нуждаются в развитии, и, как бы хорошо ни обстояли дела, всегда можно сделать лучше.

Сам переход к интегрированному регулированию и надзору над всем финансовым рынком, подчеркнул Д. Набздоров, является согласованной политикой правительства и Нацбанка на ближайшую пятилетку.

Более того, создание интегрированного регулирования, по его словам, - это мировая тенденция последних десятилетий. Около 60 государств имеют мегарегулятор финансового рынка. Некоторые - при правительстве, некоторые - при центробанках.

Последний кризис показал, сообщил Д. Набздоров, что наиболее эффективно регулировать финансовый рынок и влиять на него может тот орган, который имеет для этого ресурсы. И если в стране кредитором последней инстанции является центробанк, то вполне логично регулирование сместить в его сторону.

Именно по такому пути, рассказал Д. Набздоров, пошли в странах СНГ. В России первоначально создали при правительстве Федеральную службу по финансовым рынкам, которая взяла под контроль практически все сегменты финансового рынка, за исключением лизинга, но в декабре 2012 года ФСФР решили присоединить к Центробанку.

В Беларуси до сих пор единого регулирования различных сегментов финансового рынка нет. В настоящее время главную роль в развитии лизинга играет Минэкономики, но ни в постановлениях правительства, ни в указах президента государственный орган, ответственный за развитие лизинга, не установлен.

Поэтому, когда президент поручил разделить полномочия между государственными органами по управлению финансовым рынком, пояснил Д. Набздоров, Нацбанк предложил свою кандидатуру в качестве регулятора лизинга. Это предложение было согласовано с Министерством экономики без замечаний. "Они вас отдали Национальному банку, завизировав проект указа без замечаний", - сообщил собравшимся на конференции представителям лизинговых компаний Д. Набздоров.

Он также пояснил, что Нацбанк имеет в виду под рыночным перераспределением денежных средств в пользу лизинга. Как оказалось, Нацбанк рассматривает возможность обеспечить доступ лизинговых компаний к фондированию на межбанковском рынке.

При этом Д. Набздоров не знает, есть ли аналоги этого в мировой практике, но полагает, что Беларусь может быть первой. "А почему нет?" - считает представитель Нацбанка.

А в дальнейшем Нацбанк, по словам Д. Набздорова, может выступить кредитором последней инстанции для лизинговых компаний, что сделает реалистичным появление на рынке новых - как внутренних, так и внешних - инвесторов.

В целом, как выяснилось, Нацбанк пока изучает ситуацию в сфере лизинга, а затем разработает стратегию улучшения этой деятельности в РБ. В декабре 2012 года он обратился к Всемирному банку и МВФ с просьбой оказать техническую помощь в целях развития лизинга. Всемирный банк уже откликнулся, и 11 февраля в Минск прибывает специальная миссия экспертов по данному вопросу.

Если белорусский лизинг будет передан в ведение Нацбанка, то, как сообщил Д. Набздоров, уже в 2013 году будет разработана стратегия и начнется реализация конкретных мер.

Несомненные достижения.


Однако, судя по докладам на конференции, наилучшим вариантом для Нацбанка в ближайшие годы было бы почти полное бездействие.

Действительно, лизинговое законодательство в Беларуси хорошее, лучше, чем в окружающих странах, а степень проникновения лизинга довольно высока - примерно на уровне европейских стандартов. Хотя есть некоторые препятствия, в частности высокие ставки по рублевым кредитам, ограничения в предоставлении лизинговых услуг в иностранной валюте для отечественных компаний и некоторые ограничения на объекты лизинга (типа запрета на лизинг автомобилей для физических лиц).

Складывается впечатление, что снижение ставок и отмена валютных и других ограничений окажет рынку лизинга в стране гораздо большую поддержку, чем придание лизинговым компаниям статуса финансовых посредников и их доступ к фондированию Нацбанком. Конечно, такие эксперименты имеют смысл, но, пожалуй, в более стабильных условиях.

Кроме того, наверное, стоило бы несколько реабилитировать Минэкономики, отказ которого от борьбы за лизинг выглядит несколько странно. Тем не менее это министерство создало лучшее в странах СНГ законодательство по лизингу и обеспечило показатель проникновения лизинговых услуг примерно на уровне европейских стандартов. И это несмотря на нестабильность финансового рынка в стране и проблемы в белорусской экономике.

Более того, оно создало сферу лизинговых услуг, относительно успешно работающую и развивающуюся без специального управления и контроля со стороны государства. Это несомненные достижения, которые стоит отметить. Тут, по-видимому, Всемирному банку и МВФ впору перенимать опыт Беларуси.

http://belmarket.by/
 

Выгодные курсы валют 14/12

покупка продажа
USD 2,1200 2,1240
EUR 2,4110 2,4160
100 RUB 3,1900 3,2000
EUR/USD 1,1350 1,1400
все курсы

Курсы валют НБ РБ

13/12 14/12
1 USD 2,1270 2,1204 -0,0066
1 EUR 2,4085 2,4136 +0,0051
100 RUB 3,2009 3,2021 +0,0012
все курсы валют