Главная arrow Новости arrow В Беларуси arrow Ожидаемая "неожиданность". Прирост ВВП в Беларуси составил 1,5% - рекордно низкий за многие годы

Ожидаемая "неожиданность". Прирост ВВП в Беларуси составил 1,5% - рекордно низкий за многие годы

21.01.2013 г.
За 2012 год прирост продукции промышленности составил 5,7%, сельского хозяйства - 6,4%, инвестиции в основной капитал по сравнению с 2011 годом составили 86,2%, ввод жилья - 81,8%, грузооборот - 97,4%, индекс потребительских цен - 21,8%.

"Основной целью на прогнозируемый год является достижение максимальной внутренней и внешней сбалансированности экономики при одновременном создании потенциала будущего роста и обеспечении социальных стандартов и уровня жизни населения не ниже уровня 2011 года", - заявило правительство в пояснительной записке к Основным направлениям экономического и социального развития на прошлый год. И, следует признать, что с этим правительство справилось.

Но с выполнением прогноза на 2012 год оно не справилось. Прирост в промышленности планировался на 6-7%, произошел спад в строительстве и торговле. 0,6% роста планировалось добавить за счет сокращения материалоемкости ВВП, но запланированных значений достичь не удалось, по крайней мере по итогам 10 месяцев показатель составил минус 0,9% вместо минус 2-3%. Выше ожидаемого прогноза был рост в сельском хозяйстве.

Причиной спада ВВП в 2012 году стало не только прекращение "растворительного" бизнеса, но и отсутствие долгосрочной и продуманной промышленной политики руководства страны.


В начале года, казалось, запланированный темп прироста ВВП на 5-5,5% достижим - экономика набрала хороший темп, негативные последствия финансового кризиса 2011 года были преодолены. По сравнению с 2011 годом удалось значительно снизить инфляцию и стабилизировать курс рубля. "Растворительно-разбавительный" бизнес, перекочевавший в 2012 год из 2011-го, продолжался. Но наряду с исполнением количественных показателей прогноза правительство упустило из виду качественные.

В 2012 году оно планировало промышленный прорыв, но сделать для этого ничего не смогло. В Основных направлениях экономического и социального развития на 2012 год оно декларировало улучшение инвестиционного климата, "стимулирование создания наукоемких производств в сфере фармацевтики, микробиологии, микроэлектроники, фотоники и оптоэлектроники путем формирования необходимой инфраструктуры, отбора и целевой поддержки инвестиционных проектов", развитие производств, основанных на местных видах сырья.

"Основной целью промышленного комплекса в 2012 году станет ускоренное техническое перевооружение активной части основных средств и создание на этой основе конкурентоспособных производств по выпуску высокотехнологичной, экспортоориентированной и инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью", - обещало правительство.

Так, планируя рост ВВП, оно, вероятно, опиралось на прогноз по привлечению прямых иностранных инвестиций, которые должны были составить 3,7 млрд. USD, но по итогам 11 месяцев дотянули только до 1,2 млрд. USD.

В прошедшем году правительство планировало развивать новые инновационные отрасли экономики, изменить принципы руководства госсектором и уменьшить его объем, проведя приватизацию на сумму 2,5 млрд. USD.

В государственную промышленность планировался приток средств международных компаний путем продажи им части госпакетов акций. Но ничего этого не случилось. А с учетом того, что прогноз по привлечению инвестиций, и особенно ПИИ, не выполнялся из года в год, было бы наивно ожидать от промышленности прорывного роста. Тем более что структура инвестиций из года в год тоже не менялась - преобладали инвестиции в строительство и торговлю.

Государство не смогло создать условий, необходимых для привлечения внешнего инвестора, ну а скромные внутренние ресурсы были, как всегда, сосредоточены в сельском хозяйстве. Ненадежным источником роста оказалась и господдержка жилищного строительства.

Вообще руководство страны годами игнорировало проблемы промышленности, обращая внимание только на нефтепереработку и сельское хозяйство, а также на сферы спорта и отдыха. Последствия не заставили себя долго ждать.


Еще один "проваленный показатель" - соотношение темпов роста заработной платы и производительности труда. Прирост реальной зарплаты был запланирован на 4-4,2%, а производительности труда - на 5,4-7%.

Жестокий эксперимент над собственным народом, когда ему предлагалось выживать за ужавшуюся после финансового кризиса 2011 года зарплату, одновременно ограничивая себя во всем (политика сдерживания внутреннего спроса) и при этом увеличивая производительность труда, провалился.

Население просто отказалось следовать этой политике, массово "голосуя ногами", то есть покидая страну в поисках достойной оплаты своего труда.


И с середины прошлого года власти, понимая, что на носу выборы, а производительность на старых мощностях существенно поднять не представляется возможным, начали политику повышения доходов населения.

В результате, если в январе - апреле прошлого года реальная зарплата даже не дотягивала до аналогичного периода позапрошлого года, то в июле - августе пошел ее резкий рост, и рост зарплаты за январь - октябрь составил 18,1%, а рост производительности труда за тот же период (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) - 4,3%, и в темпах роста производительности труда практически не наблюдалось колебаний, кроме сезонных.

Из этого можно сделать довольно неутешительный вывод: возможности инвестиций за счет собственных средств у предприятий просто отсутствуют, так как, осуществляя инвестиции, они рискуют остаться без работников.

Но, как выяснилось, темпы роста ВВП утратили свое значение и уже не рассматриваются президентом как главный показатель успешного развития. "Александр Лукашенко обратил внимание на низкий темп прироста ВВП, однако подчеркнул, что его больше беспокоит не этот фактор: в Беларуси не должны быть снижены темпы модернизации и намеченные шаги по качественному улучшению экономики и производимых товаров", - сообщило 14 января агентство БелТА содержание беседы между Александром Лукашенко и премьер-министром Михаилом Мясниковичем.

Если ВВП действительно перестает быть показателем-фетишем, то население может не ожидать в любое время очередной девальвации, а макроэкономисты - не предсказывать ее, оперируя масштабами накачки экономики денежной массой и темпами роста отрицательного сальдо.

Если рост не главное, то и кредитная эмиссия должна быть умеренной, а значит, власти обеспечат финансовую стабильность и предсказуемость хотя бы в части курса национальной валюты.

http://belmarket.by/
 

Выгодные курсы валют 13/12

покупка продажа
USD 2,0370 2,0400
EUR 2,3920 2,3970
100 RUB 3,4400 3,4500
EUR/USD 1,1720 1,1780
все курсы

Курсы валют НБ РБ

13/12 14/12
1 USD 2,0296 2,0378 +0,0082
1 EUR 2,3915 2,3937 +0,0022
100 RUB 3,4501 3,4463 -0,0038
все курсы валют