Главная arrow Новости arrow Банки/Финансы arrow Нацбанк становится мегарегулятором

Нацбанк становится мегарегулятором

10.01.2013 г.
Нацбанк Беларуси
В 2013 году Национальный банк намерен установить контроль еще над четырьмя сферами финансового рынка Беларуси, кроме банковского бизнеса.

Возможно, основным событием на финансовом рынке Беларуси в 2013 году станет преобразование Национального банка Беларуси из специализированного банковского контролирующего органа в некоего рода мегарегулятор, которому будут подчиняться многие сферы финансов Беларуси.

О планах будущих изменений сообщила председатель правления Нацбанка Надежда Ермакова 26 декабря в ходе прямой телефонной линии и оnline-конференции на тему "Денежно-кредитная политика Беларуси. Итоги года и ожидания".

Forex зарегулируют.

По ее словам, в соответствии с проектом указа президента РБ "О некоторых вопросах финансовой сферы" Нацбанк будет дополнительно осуществлять регулирование четырех сегментов финансового рынка.

Первый сегмент - это микрофинансовая деятельность. Н. Ермакова отметила, что, несмотря на принимаемые меры по поддержке малого бизнеса, экономически инициативное население, решившееся на предпринимательскую деятельность, сталкивается с целым рядом проблем, главная из которых - недостаток финансирования. Особенно трудно приходится на начальной стадии, когда предприниматель не может рассчитывать на банковский кредит из-за недостаточной устойчивости его бизнеса или его отсутствия. В данной ситуации прийти на помощь малому предпринимательству должно микрофинансирование.

Преимущества микрофинансовых организаций для малого бизнеса состоят в том, что они, как правило, предоставляют микрозаймы заемщикам, которые по тем или иным причинам неинтересны банкам. При этом возможна выдача микрозаймов без обеспечения, без поручительства, в том числе начинающим предпринимателям.

Второе направление, которое будет регулировать Национальный банк, - это деятельность финансовых посредников на рынке Forex. Н. Ермакова отметила, что, по ее мнению, нынешняя ситуация, сложившаяся в нашей стране, при которой резиденты РБ участвуют в торговле финансовыми инструментами на рынке Forex через иностранных брокеров, обладает рядом недостатков.

В частности, это приводит к низкой правовой защищенности наших граждан, оттоку капитала из страны по таким операциям и сопряжено с высоким уровнем риска утраты сбережений граждан, вверенных недобросовестным иностранным компаниям. При этом иностранные брокеры, получающие доходы от белорусов, уплачивают налоги в бюджет своих государств.

В связи с этим, сообщила Н. Ермакова, Нацбанк планирует создать четкие правила игры на этом сегменте финансового рынка, которые будут способствовать устранению всех перечисленных негативных факторов и учтут интересы граждан, финансовых посредников, государства.

Еще одно направление, регулированием которого планирует заняться Нацбанк, - это лизинговая деятельность. Н. Ермакова отметила, что общие экономические и правовые условия осуществления лизинговой деятельности в Беларуси уже определены законодательными актами и нормативными правовыми актами правительства, однако Нацбанк считает, что государство может содействовать дальнейшему развитию лизинговой деятельности, предоставляя оправданные преференции лизингодателям и лизингополучателям при реализации договоров лизинга, а также путем создания экономических условий для повышения финансового потенциала лизинговых компаний.

Четвертый сегмент финансового рынка, который будет регулировать Национальный банк, - это форфейтинг (операция покупки у кредитора долга, выраженного в оборотном документе - векселе, тратте и т. п.). Н. Ермакова отметила, что по своей сути форфейтинг может служить дополнительным инструментом финансирования белорусских экспортеров.

Однако порядок и условия проведения таких операций в Беларуси законодательно не определены, что не способствует широкому применению экспортерами данного финансового инструмента.

Среди сегментов финансового рынка, которые будет контролировать Нацбанк, Н. Ермакова не назвала операций по привлечению небанковскими юридическими лицами средств от физических лиц, но и здесь планируется навести порядок. Она сообщила, что Нацбанк проводит работу, направленную на борьбу с финансовыми пирамидами, причем в двух направлениях.

Во-первых, посредством повышения финансовой грамотности населения. Во-вторых, с помощью создания организационно-правового механизма, препятствующего возникновению финансовых пирамид, в частности, через введение регистрационного порядка деятельности юридических лиц, привлекающих денежные средства от граждан, а также введение ответственности за нарушение порядка осуществления такой деятельности. Такую ответственность планируется ввести в течение первого полугодия 2013 года.

Кроме расширения полномочий на финансовом рынке, Нацбанк планирует усилить свои права и в банковской сфере.

Так, в соответствии с дополнениями и изменениями в Банковский кодекс РБ, вступающими в силу с 22 января 2013 года, Нацбанк уполномочен регулировать деятельность такой формы коллективных инвестиций, как общие фонды банковского управления.

Омбудсмен и рейтинг.

Но и это еще не все. Нацбанк активно работает над созданием новых видов деятельности и институтов финансового рынка.

В частности, в настоящее время прорабатывается вопрос формирования в Беларуси института финансового омбудсмена. Его работа направлена на оказание внесудебного содействия клиентам банков в реализации их прав и законных интересов.

Обращение к финансовому омбудсмену гарантирует физическим и юридическим лицам получение квалифицированной информационной поддержки в процессе разрешения разногласий с обслуживающим банком. Финансовый омбудсмен, как подчеркнула Н. Ермакова, является альтернативой судебному разбирательству, которое зачастую бывает дорогостоящим и занимает много времени.

Кроме того, Нацбанк разрабатывает концепцию формирования в РБ системы присвоения и использования рейтингов по национальной шкале.

Как сообщила Н. Ермакова, в настоящее время этим вопросом занимается специальная межведомственная комиссия, созданная совместным решением правительства и Нацбанка.

Основным нормативным правовым актом в сфере присвоения и использования рейтингов должен стать закон РБ "О рейтингах и рейтинговой деятельности в РБ". Кроме того, потребуются внесение изменений и дополнений в законодательные акты, принятие подзаконных нормативных правовых актов.

Предполагается, что основным органом государственного управления по вопросам регулирования деятельности рейтинговых агентств, присвоения и использования рейтингов станет Министерство финансов.

Оно же займется аккредитацией рейтинговых агентств. Нацбанк будет определять порядок использования рейтингов в банковской деятельности.

Проект концепции исходит из принципа свободы рейтинговых агентств в разработке методик рейтингования (с соблюдением установленных принципов и требований). По мере возникновения соответствующего числа рейтинговых агентств будет решен вопрос о сопоставлении национальных рейтинговых шкал между собой и с международными рейтинговыми шкалами.

Планируется, что в результате формирования благоприятной законодательной базы в РБ будут действовать агентства, созданные белорусскими и иностранными участниками, а также филиалы иностранных и международных рейтинговых агентств.

Проектом концепции определяется широкий круг стимулов для банков, страховых организаций, эмитентов по активному рейтингованию и использованию рейтингов в своей деятельности, который будет в последующем закреплен в указанном законе.

Источник: http://belmarket.by/

 

Выгодные курсы валют 20/11

покупка продажа
USD 2,0010 2,0050
EUR 2,3530 2,3620
100 RUB 3,3700 3,3700
EUR/USD 1,1750 1,1800
все курсы

Курсы валют НБ РБ

20/11 21/11
1 USD 2,0050 2,0017 -0,0033
1 EUR 2,3648 2,3547 -0,0101
100 RUB 3,3615 3,3789 +0,0174
все курсы валют