Главная arrow Новости arrow В Беларуси arrow Останемся без МВФ?

Останемся без МВФ?

28.12.2012 г.
МВФ по-прежнему ждет от Беларуси структурных реформ и комплексного пакета мер экономической политики. Белорусские власти считают эти требования политическими.

Для сохранения макроэкономической стабильности и обеспечения устойчивого роста Беларуси необходимо формулировать денежно-кредитную, налогово-бюджетную политику и политику в области заработной платы в рамках последовательной общей концепции, проводить структурные реформы по широкому фронту, считают в МВФ.

Такой совет содержится в заключении Исполнительного совета Международного валютного фонда (МВФ), который 14 декабря завершил обсуждение третьего постпрограммного мониторинга с Беларусью.

Постпрограммный мониторинг предусматривает более частые (по сравнению с обычным режимом контактов в отсутствие программ с фондом) консультации между МВФ и государствами-членами, которые продолжают иметь непогашенные кредиты МВФ.

В ходе таких консультаций уделяется особое внимание мерам политики, имеющим значение для внешнеэкономической устойчивости, отмечается в пресс-релизе МВФ. При этом подчеркивается, что постпрограммный мониторинг прежде всего охватывает страны, непогашенный кредит которых превышает 200% квоты.

Беларусь осуществляла программу с МВФ в 2009-2010 годах, общий объем кредита составлял около 3,5 млрд. USD (2,269 млрд. СДР). В настоящее время непогашенная часть кредита составляет почти 523% от квоты Беларуси в МВФ, или 2,02 млрд. СДР, в связи с чем МВФ с 2011 года проводит в Беларуси постпрограммный мониторинг.

В конце октября текущего года миссия находилась в Беларуси с третьим постпрограммным мониторингом. Выводы экспертов, которые рассматривались на заседании Исполнительного совета, содержатся в сообщении МВФ, опубликованном 19 декабря.

Несовместимые цели.


Эксперты отметили, что после прошлогоднего серьезного кризиса платежного баланса в первой половине 2012 года экономика стабилизировалась. Отметив снижение уровня инфляции и увеличение резервов, эксперты в то же время обратили внимание на то, что при благоприятных условиях первой половины года произошло быстрое ослабление денежно-кредитной политики и реальная заработная плата росла значительно быстрее производительности.

"При общем совпадении с резким ухудшением платежного баланса после конца лета эти меры политики способствовали возвращению признаков давления на цены и обменный курс", - констатировали эксперты, которые проводили свой мониторинг на фоне кратковременного октябрьского кризиса ликвидности в банковской системе, когда ставки на межбанковском рынке по рублевым кредитам составляли до 50-60% годовых.

Оценивая перспективы развития экономики в 2013 году, эксперты МВФ обратили внимание на намерения белорусских властей снизить инфляцию до 12% в 2013 году, улучшить сальдо платежного баланса и увеличить резервы. "При этом они объявили также целевой показатель прироста ВВП на 8,5% в 2013 году, что было бы несовместимо с этими целями", - отмечается в сообщении МВФ.

Поэтому директора предостерегают: "Поставленные властями чрезмерно высокие целевые показатели экономического роста могут ослабить состояние платежного баланса, подстегнуть инфляцию и создать угрозу для устойчивости долговой ситуации".

Жесткие рамки господдержки.


Ввиду усиливающихся рисков для экономических перспектив МВФ рекомендовал Нацбанку "без промедления ужесточить курс денежно-кредитной политики и условия ликвидности". Рекомендация, вероятно, относилась к моменту проведения мониторинга, и надо сказать, что в октябре - ноябре Нацбанк смог стабилизировать ситуацию на межбанковском рынке и удержался в рамках жесткой денежно-кредитной политики, отказавшись от снижения ставки рефинансирования.

В целом же, как отмечается в сообщении, директора согласились с тем, что следует продолжать проводить гибкую курсовую политику и восстанавливать уровни резервов, чтобы предотвратить внешнюю несбалансированность и обеспечить дополнительную защиту от шоков.

Они также подчеркнули, что для проведения надлежащей налогово-бюджетной политики необходимо также ограничивать квазибюджетные операции, а повышение заработной платы в государственном секторе в 2013 году должно ограничиваться целевым уровнем инфляции, определенным властями. Эксперты фонда поддержали планы сократить кредитование в рамках государственных программ (КГП), осуществляемое за счет государственных депозитов, но подчеркнули, что следует сократить и другие формы КГП, чтобы сдерживать процессы перегрева экономики и увеличения условных обязательств.

В частности, они высказали мнение, что недавно созданный Банк развития должен взять на себя все государственное целевое кредитование, чтобы дать возможность коммерческим банкам работать на рыночной основе и улучшить распределение кредитования в экономике.

В то же время, по мнению фонда, "предложения о предоставлении новому Банку развития экспансионистского мандата могут в еще большей степени ослабить контроль над кредитованием в рамках государственных программ".

Поэтому, считают в фонде, необходимо обеспечить прозрачное финансирование Банка развития из бюджета и исключить возможность выпуска им собственных долговых обязательств.

Медленно и неравномерно.


Касаясь проведения экономических реформ, на которых неоднократно настаивал МВФ и ранее, эксперты отмечают: "Проведение столь необходимой структурной реформы идет медленно и неравномерно". Они также обращают внимание на то, что "приватизация не продвигается и расширение в 2011 году перечня социально значимых товаров и услуг, на которые распространяется ценовой контроль, остается в силе".

Вместе с тем МВФ по-прежнему считает, что проведение глубоких структурных реформ остается насущным условием повышения производительности труда, усиления конкурентоспособности и стимулирования потенциального роста, и призывает ускорить продвижение в этих областях. При этом приоритетными задачами остаются либерализация цен, реформа предприятий и приватизация, а для поддержки уязвимых слоев населения - создание системы адресной социальной защиты.

И напоследок директора не могли не отметить заинтересованность властей в возможной новой договоренности с фондом, которая, вероятно, была высказана им во время проведения мониторинга. При этом уже в который раз они признали, что условием заключения такой договоренности должна быть твердая приверженность властей реализации комплексного и последовательного пакета политических мер и структурных реформ.

Не надо переживать.


Отметим, что как раз накануне публикации сообщения МВФ белорусские власти в лице Александра Лукашенко высказали свою заинтересованность в новой кредитной программе весьма неоднозначно.

"Поможет нам МВФ - спасибо. Помогли небольшим кредитом, мы им сказали спасибо, обслуживаем, вовремя вернем. Не помогут - обойдемся без них, - сказал А. Лукашенко 17 декабря, посещая ОАО "Камволь". - Жили мы без МВФ и будем жить. Спокойно, не надо особо переживать, что мы рухнем. Не рухнем, как кому-то этого хотелось бы".

В очередной раз отметив, что "МВФ - политическая организация", он также сказал: "Где-то мы слушаем, какая-то доля справедливой критики, нормальные предложения есть - мы используем. Но жить мы будем своими мозгами, мы сделаем все сами".

Комментируя требования МВФ о проведении структурных реформ, он заявил, что "это структурные реформы, но в интересах тех, кто держит МВФ". "Им было бы лучше, если бы мы эти предприятия распродали. Неважно кому, даже, может быть, гражданам Беларуси. Они купят у наших граждан за бутылку, еще за что-то", - предложил свою интерпретацию требований МВФ А. Лукашенко.

По его словам, "нас хотят поделить, хотят, чтобы мы быстро продали". "А МВФ будет работать в интересах Запада, Америки", - сказал А. Лукашенко, после чего пафосно заявил: "Я - белорусский президент, а не руководитель МВФ или подручный США или Евросоюза", а также: "Я - белорусский президент, им и останусь".

Подготовка к торгам.


Несмотря на привычную резкость высказываний президента, стоит отметить, что А. Лукашенко не отказывается от кредита МВФ, но, очевидно, он хотел бы, чтобы его нам выдали без всяких условий, а уж тем более в качестве условий не должно быть приватизации и других структурных реформ.

Также обращает на себя внимание тот факт, что в словах А. Лукашенко прошлый кредит выглядит "небольшим". То есть за последние годы аппетиты явно выросли и в следующий раз мы готовы взять больше необходимых для рефинансирования прошлого кредита средств. Вместе с тем А. Лукашенко на всякий случай обещает вернуть кредит вовремя.

Ближайшие несколько лет могут стать для Беларуси довольно серьезным испытанием в связи с выплатой долгов международным кредиторам. Так, в 2013 году Беларусь должна будет выплатить МВФ более 1,6 млрд. USD по основному долгу и процентам.

Если учесть уже выделенный, но пока еще не поступивший в Беларусь четвертый транш кредита и два транша, которые могут быть выданы в следующем году, то они смогут покрыть только 80% долга МВФ (более 1,32 млрд. USD). А ведь еще нужно выплачивать долги и другим кредиторам.

При этом не стоит забывать, что эти деньги, если они и будут выданы в следующем году Антикризисным фондом ЕврАзЭС, - последние транши предоставленного кредита, и чем мы будем рефинансировать выплату долга в 2014-2015 годах, пока не совсем понятно.

Поэтому, вероятно, А. Лукашенко считает необходимым оставить "дверь" для МВФ чуть приоткрытой. Уже практически очевидно, что в 2013 году мы кредит от фонда не получим, но можно попробовать взять деньги в 2014-2015 годах.

Ну, если не взять в долг у МВФ, то, по крайней мере, использовать фонд при очередном торге по поводу нового финансирования со стороны России.

 

Выгодные курсы валют 21/01

покупка продажа
USD 1,9740 1,9800
EUR 2,4200 2,4240
100 RUB 3,4700 3,4930
EUR/USD 1,2200 1,2270
все курсы

Курсы валют НБ РБ

21/01 22/01
1 USD 1,9775 1,9775 +0,0000
1 EUR 2,4206 2,4206 +0,0000
100 RUB 3,4824 3,4824 +0,0000
все курсы валют