Главная arrow Новости arrow В Беларуси arrow Гарантии вместо долгов

Гарантии вместо долгов

13.10.2012 г.
В августе 2012 года продолжилось стремительное увеличение внутреннего долга, гарантированного правительством Беларуси.
Обычно при обсуждении проблемы государственного долга Беларуси принято обращать внимание только на непосредственный долг правительства, а размер предоставленных им гарантий по долгам предприятий не рассматривается. Однако величина подобных гарантий в настоящее время уже настолько велика, что расходы бюджета на их выполнение могут оказаться значительными.

Фактор риска.

Так, по данным Министерства финансов РБ, в августе величина внутреннего долга, гарантированного правительством Беларуси, выросла на 2 трлн. BYR (10,4%), достигнув на 1 сентября 20,63 трлн. BYR. Увеличение данного долга в августе оказалось намного выше, чем в июле, когда он вырос на 703 млрд. BYR (3,9%) - до 18,7 трлн. BYR.

При этом внешний долг, гарантированный правительством РБ, в августе вырос на 0,16 трлн. и составил 14,02 трлн. BYR.

В то же время государственный долг РБ в целом на 1 сентября составил 119,6 трлн. BYR. Таким образом, гарантии правительства Беларуси по долгам предприятий на эту дату оказались равными 29% от его прямого долга. То есть расходы правительства на выполнение гарантий могут оказаться значительными, особенно если в экономике Беларуси возникнут какие-либо проблемы. Значит, гарантии стали дополнительным фактором риска.

Увеличение долга, гарантированного правительством, является негативной тенденцией, так как означает, что правительство фактически пытается обойти ограничение в отношении государственных инвестиций, вызванное снижением кредитной эмиссии Национального банка. Это будет препятствовать стабилизации финансового рынка Беларуси.

В последнем официальном сообщении Министерства финансов по внешнему долгу ситуация с гарантиями никак не комментировалась, более того, факт роста долга, гарантированного правительством, вообще не был отмечен.

Минфин прокомментировал только причины роста прямого долга без учета гарантий. Так, государственный долг РБ в целом на 1 сентября составил 119,6 трлн. BYR, увеличившись с начала года на 3,2 трлн. BYR (2,7%).

Увеличение государственного долга в рублевом выражении, как сообщил Минфин, было в основном обусловлено ростом рублевого эквивалента внешнего государственного долга в связи с ослаблением курса белорусского рубля.

Внутренний государственный долг Беларуси с начала 2012 года увеличился на 45,6 млрд. BYR и достиг на 1 сентября 17,9 трлн. BYR. Увеличение внутреннего государственного долга, как сообщил Минфин, было также обусловлено ослаблением курса белорусского рубля.

Минфин не беспокоится.

Внешний государственный долг по состоянию на 1 сентября составил 12,1 млрд. USD, увеличившись с начала года на 290,6 млн. USD. Рост долга, согласно сообщению Минфина, объясняется привлечением кредитов МБРР, Антикризисного фонда ЕврАзЭС и банков Китая.

Пик платежей по внешнему долгу придется на 2013 год. Как сообщил министр финансов Беларуси Андрей Харковец, расходы по погашению и обслуживанию государственных внешних долгов в 2013 году составят около 3 млрд. USD.

По словам министра, эта величина является некритичной для Беларуси. Он заявил, что следующий год планируется завершить с положительным сальдо торгового баланса, кроме того, Минфин будет использовать инструменты рефинансирования долгов.

А именно: имеется возможность привлечь 900 млн. USD в рамках работы с Антикризисным фондом ЕврАзЭС, прорабатывается вопрос о выходе на международные финансовые рынки. Кроме того, министр сообщил, что правительство располагает значительными ресурсами в виде остатков средств бюджета прошлых лет, которые могут быть использованы в том числе и для погашения внешних обязательств.

Муниципальный долг снижается.

Кроме долга правительства и его обязательств по гарантиям, к обязательствам государства относятся еще и долги местных органов власти. Значительная часть этих обязательств оформлена в виде муниципальных облигаций.

Объем эмиссии облигаций местных исполнительных и распорядительных органов, находящихся в обращении на 1 июля, составил 7,387 трлн. BYR, снизившись за год на 10,8%. Большая часть данных ценных бумаг - на 4,136 трлн. BYR - находилась в собственности банков.

Всего на рынке ценных бумаг Беларуси на 1 сентября обращались облигации 29 органов местной власти. В первую очередь это, конечно, облигации облисполкомов и Мингорисполкома.

Лидером по выпуску облигаций оказался Гродненский облисполком, у которого на 1 сентября в обращении находилось облигаций на 1,58 трлн. BYR.

Муниципальные облигации в основном были выпущены в 2009-2010 годах, то есть еще до того, как местные бюджеты стали профицитными, как это наблюдается в текущем году. Выпуск облигаций практически прекратился в начале 2011 года, после того как курс доллара и ставки по рублевым инструментам пошли вверх.

Облигации в основном выпускались в белорусских рублях, и с учетом падения курса рубля к доллару США в 2011 году выпуск облигаций для местных органов власти оказался очень удачным проектом - их долг после девальвации обесценился почти в 3 раза.

Несмотря на сокращение задолженности органов местной власти, правительство решило ввести дополнительный контроль над ней. Как сообщил 2 октября на заседании 11-й сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси министр финансов РБ Андрей Харковец, в законе о бюджете на 2013 год вводятся понятия, определяющие лимит долга органов местного управления и самоуправления и лимит долга, гарантированного ими.

В проекте закона установлено, что размер соответствующих лимитов, то есть общая сумма накопленных на конец года прямых обязательств и обязательств, обеспеченных гарантиями, за исключением долга, образовавшегося в связи с получением бюджетных кредитов на финансирование временных кассовых разрывов, суммарно не может превысить 80% объема доходов соответствующего бюджета без учета получаемых субвенций из бюджетов вышестоящего уровня.

Введение данного лимита не имеет большого значения для рынка муниципальных облигаций, так как их объем, как правило, существенно ниже доходов местных бюджетов. Но в будущем, конечно, ситуация может измениться.

 

Выгодные курсы валют 20/11

покупка продажа
USD 2,0010 2,0060
EUR 2,3500 2,3570
100 RUB 3,3650 3,3700
EUR/USD 1,1700 1,1780
все курсы

Курсы валют НБ РБ

19/11 20/11
1 USD 2,0050 2,0050 +0,0000
1 EUR 2,3648 2,3648 +0,0000
100 RUB 3,3615 3,3615 +0,0000
все курсы валют