Главная arrow Новости arrow Аналитика arrow Макроэкономическая стабилизация в Беларуси является неполной, риски ухудшения экономической ситуации значительны

Макроэкономическая стабилизация в Беларуси является неполной, риски ухудшения экономической ситуации значительны

02.06.2012 г.
Описывая экономическую ситуацию в Беларуси, эксперты МВФ отметили, что за 4 года Беларусь пережила два кризиса. При этом если первый кризис 2008-2009 годов был вызван, по мнению экспертов фонда, мировым финансовым кризисом, то экономический кризис 2011 года имел внутренние причины.

"Ориентированная на стимулирование экономического роста кредитная политика и политика заработной платы повлекли за собой увеличение дефицита счета текущих операций, а попытки сохранить фиксированный обменный курс создали давление на официальные резервы и в конечном итоге привели к утрате контроля над обменным курсом и резкому ускорению инфляции", - констатировали эксперты фонда.

Они также считают, что "к настоящему времени Беларусь уже исчерпала большинство своих резервных возможностей". По сравнению с 2008 годом внешний долг увеличился более чем в 2 раза, обратили внимание эксперты. Два экономических кризиса подорвали общественное доверие к политике властей и к белорусскому рублю. Беларусь стала больше зависеть от финансовой помощи России.

Упомянули эксперты и преследование оппозиции после президентских выборов 2010 года, в результате чего ЕС и США сократили взаимодействие с властями Беларуси и ужесточили санкции. Впрочем, по мнению фонда, значительного влияния этих мер на экономику не ожидается.

Довольно подробно остановившись на действиях властей в период кризиса 2011 года, эксперты фонда отметили, что они "добились успеха в части стабилизации", однако, по мнению МВФ, эта стабилизация является "неполной" и носит "временный характер".

Возможное смягчение политики в отношении внутреннего спроса чтобы добиться целевого показателя роста, эксперты посчитали наиболее существенным риском для экономической стабильности. Это приведет к раскручиванию витка инфляции и к ослаблению обменного курса и снизит внешнюю конкурентоспособность, прогнозируют эксперты. Попытки сдержать инфляцию и ослабление курса с помощью ценового контроля или масштабных интервенций усугубят перекосы и истощат резервы.

При этом, пожалуй, впервые эксперты фонда подчеркнули, что возврат к политике, направленной на стимулирование экономического роста, может поставить под сомнение способность Беларуси обслуживать внешний долг.


По прогнозам МВФ, внешняя задолженность будет постепенно снижаться и к концу 2017 года уменьшится до 56% ВВП, а резервы останутся очень ограниченными (обеспечивая покрытие менее 1 месяца импорта и примерно 20% краткосрочного долга в 2014-2017 годах), что свидетельствует о значительных рисках погашения долга.

Несовместимые цели.

Эти количественные выводы МВФ основываются на базисном сценарии развития, который предполагает, что экономическая политика останется жесткой, но будет ослаблена позднее в текущем году, когда станет очевидно, что экономическая активность и заработная плата не достигают целевых показателей. (Последние заявления властей о необходимости "дешевых денег", сделанные уже после того как доклад был подготовлен, говорят о том, что это "позднее" может наступить совсем скоро.)

С точки зрения МВФ, амбициозный целевой показатель роста ВВП на уровне 5-5,5%, который установили власти на этот год, не соответствует цели снижения инфляции на 20% в текущем году. Более того, ожидаемый рост реальной заработной платы на 4%, а также заявления высших должностных лиц о том, что среднемесячная заработная плата к середине 2013 года достигнет 500 USD, указывают на возможность смягчения политики в отношении внутреннего спроса.

Попытки достигнуть несовместимых целей, по мнению МВФ, приведут к инфляции выше запланированной и росту экономики ниже запланированного уровня.

Так, рост ВВП в базисном сценарии составит в 2012 году 3%, инфляция - 38%, дефицит текущего счета сложится на уровне 6,2% ВВП, дефицит торгового баланса - 1,9% ВВП, а золотовалютные резервы снизятся до 5,5 млрд. USD.

Этот сценарий предполагает, что в дальнейшие годы ВВП будет расти медленно, в 2013 году его рост составит 3,4%, в 2014-м - 4,4% и лишь в 2017 году достигнет 5%. Инфляция в 2013 году составит 27%, в 2014-м году выйдет на уровень, который запланирован для нынешнего года (20%), в 2017 году составит 6%.

Базисный сценарий предполагает, что внешний долг будет финансироваться за счет резервов, и это приведет к значительному их истощению: ЗВР упадут до минимума в размере 2,5 млрд. USD в 2015 году, но чуть подрастут к 2017 году - до 3,3 млрд. USD, покрывая при этом лишь полумесячный объем импорта.

Скорректировались на бумаге.

Чтобы добиться внешней и внутренней стабильности, необходимо привести макроэкономическую ситуацию и политику в соответствие с целями в отношении инфляции, считают эксперты МВФ. Проведение жесткой политики будет сдерживать рост инфляции и, следовательно, позволит сохранить преимущества с точки зрения конкурентоспособности, полученные в результате девальвации.

Снижение дефицита внешнеторгового сальдо, а также улучшение состояния финансового счета позволят в среднесрочной перспективе увеличить резервы, поясняется в докладе.

В случае осуществления этого сценария, который эксперты МВФ назвали "сценарием корректировки", ЗВР в 2017 году достигнут 20 млрд. USD и покроют импорт в размере 3,3 месяца. При этом на конец текущего года они составят 8 млрд. USD и увеличатся в следующем году до 10 млрд. USD.

Инфляция в таком сценарии укладывается в прогноз уже в текущем году - 19,1%, в 2013-м составит 11,3%, в 2017-м - 5,5%. Однако при этом предполагается значительное замедление роста ВВП - всего 2% в 2012 году и 2,9% в 2013-м. Лишь с 2014 года начнется более серьезный подъем экономики - с 4,9% роста ВВП до 6% в 2017 году.

При этом МВФ считает, что в таком сценарии власти уже сейчас должны отказаться от требований по достижению целевых показателей, в том числе по показателю заработной платы.

Сценарий корректировки, по сути, укладывается в планы белорусских властей почти по всем параметрам, за исключением роста ВВП. Именно поэтому второй сценарий им понравился больше, чем базисный, который белорусские власти, как указано в докладе, сочли слишком "пессимистичным".

Белорусские власти также считают свой курс макроэкономической политики последовательным (отметим, что все эти заявления белорусские власти делали в марте) и заявили, что достигнут запланированных темпов роста благодаря энергоэффективности, а болезненный опыт 2011 года предотвратит еще одно ослабление экономической политики и, следовательно, жесткая политика будет проводиться, даже если целевые показатели роста и заработной платы не будут достигнуты.

При этом желание поднять зарплату в бюджетном секторе власти объяснили тем, что она существенно ниже, чем в частном. В свою очередь, во всех отраслях она ниже, чем в России, и ее повышение необходимо для того, чтобы не потерять лучших работников.

И хотелось бы, но сложно.

Предлагаемые МВФ меры по стабилизации на среднесрочную перспективу белорусские власти в целом сочли верными, однако подчеркнули, что выполнить их будет сложно.

В частности, МВФ указал на необходимость рационализации госрасходов, отмены всеобщих субсидий населению, в том числе за счет повышения уровня возмещения населением затрат на услуги ЖКХ до 40% в этом году. По мнению МВФ, это даст бюджету экономию на уровне 0,5%, из которых 0,1-0,2% можно потратить на адресную помощь. Также необходимо сократить льготирование ставок по кредитам для госпредприятий и более четко определить политику в области пенсионного обеспечения.

Белорусские власти в ответ пояснили МВФ, что уменьшить субсидии населению будет сложно в политическом и социальном плане. Они также считают затруднительным сократить субсидирование процентных ставок по выданным кредитам, поскольку эти ставки установлены в кредитных договорах и не могут быть пересмотрены.

Разошлись в темпах и масштабах.

Традиционным пунктом программы МВФ стали, конечно же, рекомендации по вопросам структурных реформ и приватизации, которые, по мнению МВФ, могли бы способствовать макроэкономической стабилизации и улучшить перспективы устойчивого роста Беларуси в среднесрочном периоде. Для этого также требуется либерализация цен, которая повысит уровень конкуренции.

Белорусские власти, как следует из доклада МВФ, "согласились с необходимостью структурных реформ", подчеркнув, что работают над выполнением Директивы № 4. Однако они разошлись с МВФ во мнениях по вопросам темпов и масштабов реформ.

По мнению наших властей, структурные реформы не должны быть сопряжены с чрезмерными социальными издержками и их следует проводить только после того, как наступит макроэкономическая стабилизация, а либерализацию цен нужно возобновить только тогда, когда можно будет уверенно контролировать инфляционные ожидания.

В настоящее время власти также не готовы к реформированию предприятий из-за возможной потери рабочих мест и заявили, что реформу можно будет начать только после укрепления систем адресной социальной помощи и выплаты пособий по безработице.

Ну и самое главное. "Власти высказали сомнение в том, что приватизация повысит экономическую эффективность, и предпочли совершенствовать управление госпредприятий", - транслировали точку зрения белорусских властей эксперты МВФ.

Факт потери доверия.

После этого становятся понятны довольно короткие и сухие строки доклада, посвященные возможному возобновлению программы кредитования Беларуси со стороны МВФ, в которых также впервые указано на потерю доверия к обещаниям белорусских властей.

"Миссия обменялась мнениями с властями касательно перспектив поддерживаемой МВФ программы, которую власти запросили в мае 2011 года. Принимая во внимание факт потери доверия к экономической политике, имевший место после ее ослабления в 2010 году, основным препятствием для начала переговоров является отсутствие ясной твердости намерений со стороны всех ключевых участников", - сказано в заключительной части доклада.

"Власти предпринимали в основном правильные действия, но не могут дать обязательство отказаться от целевых показателей экономического роста и заработной платы, которые несовместимы со стабильностью. Кроме того, они занимают неоднозначную позицию в отношении серьезной структурной реформы, которая будет необходима", - также подчеркнуто в докладе МВФ, который в очередной раз заявил, что "первым важнейшим шагом будет определенная приверженность всех высших должностных лиц целям сильной программы".

Пока же высшие должностные лица, судя по всему, предпочитают и далее черпать политические дивиденды из модели, несовместимой со стабильностью, вероятно, считая ее неисчерпаемой.


 

Выгодные курсы валют 28/05

покупка продажа
USD 2,0010 2,0030
EUR 2,3410 2,3470
100 RUB 3,2350 3,2400
EUR/USD 1,1690 1,1710
все курсы

Курсы валют НБ РБ

27/05 28/05
1 USD 2,0017 2,0017 +0,0000
1 EUR 2,3398 2,3398 +0,0000
100 RUB 3,2467 3,2467 +0,0000
все курсы валют