Главная arrow Новости arrow Банки/Финансы arrow Россия. На пути к цивилизованному рынку

Россия. На пути к цивилизованному рынку

06.11.2007 г.
В середине октября государство выразило обеспокоенность ситуацией, складывающейся на рынке потребительского кредитования. Параллельно с ростом покупательной активности населения идет значительный рост как объемов потребительского кредитования, так и случаев просрочки их погашения.

За первые 7 месяцев 2007 года рост потребительских кредитов составил 37% после скачка более чем на 40% в 2006 году. Замглавы МЭРТа Андрей Белоусов, выступая на конференции "Рынки капитала: IPO и долговые инструменты", сообщил, что этот бурный рост вызывает в том числе и серьезные опасения - увеличивается доля просроченных платежей по потребительским кредитам". По данным ЦБ, объем просроченной задолженности по кредитам россиян достиг к началу осени 92 миллиардов рублей, что на 71% больше уровня начала года, говорится в обзоре банковского сектора России, опубликованного на сайте Центробанка.

Эксперты это связывают с тем, что некоторые банки сейчас ориентируются на рост доходов населения, составляющий 20-24% в год. Но, как отметил Белоусов, в ближайшие годы такого повышения доходов не будет.

Учитывая тот вклад, который вносит потребительское кредитование в развитие экономики России, беспокойство властей не вызывает удивления. Лидеры рынка также осознают свою ответственность перед рынком и перед Россией в целом и не меньше властей озабочены ситуацией с просроченной задолженностью.

Первой ласточкой здесь стал банк "Хоум Кредит", входящий в европейскую группу "Хоум Кредит". "Как ответственный кредитор, "Хоум Кредит" заинтересован в стабилизации текущей ситуации с просроченной задолженностью, - поясняет Андрей Лыков, председатель правления банка. - Мы полагаемся на наш западный опыт, ведь мы уже прошли этот путь в Европе и привносим на рынок только лучшие, проверенные методы ведения бизнеса, действуя таким образом на благо российской экономики. Безусловно, мы совершенствуем нашу систему оценки кредитоспособности граждан, методы работы с просроченной задолженностью, вводим дополнительные критерии оценки их кредитоспособности, активно используем западные наработки. С другой стороны, мы считаем принципиально важным работать со всеми категориями заемщиков вне зависимости от их социального статуса и уровня дохода. Самое главное - предложить им подходящий продукт. Мы ведем тщательную работу по подготовке обслуживающего персонала, чтобы обеспечить клиентов исчерпывающей информацией о банке и - самое главное - о его продуктах еще до подписания договора. Договор не будет подписан, пока наш сотрудник не поймет, что клиент прояснил для себя все вопросы и обладает всей необходимой для принятия решения информацией. В рамках программы для клиентов, оказавшихся в затруднительном положении, мы предоставляем комфортные условия выплат за кредит в рассрочку".

Финансовые эксперты склонны считать, что в сложившейся ситуации опыт западного банка, каким является один из лидеров рынка банк "Хоум Кредит", может быть весьма полезен. Тем более что за пять лет присутствия на рынке западный подход к ведению бизнеса зарекомендовал себя как эффективный, действующий метод. Подтверждением тому служит бурный рост банковской сети - первоначально банк "Хоум Кредит" был представлен только в Москве, а сегодня он обладает развитой региональной сетью. Динамичный рост позволил банку увеличить клиентскую базу до 13 млн человек, создать 13 000 рабочих мест. Более того, у банка есть готовность акционеров предоставлять средства на развитие. В сентябре они внесли очередные 1,5 млрд рублей в капитал, и в декабре планируется еще столько же, потому что российский рынок является для группы "Хоум Кредит" приоритетным. Кроме того, высококвалифицированный менеджмент группы оказывает поддержку в управлении банком, предоставляя в его распоряжение свои лучшие кадры.

Если проанализировать политику "Хоум Кредита" по взысканию задолженности, можно отметить, что банк по-западному консервативен и жесткой политике взыскания предпочитает поиск компромиссов с клиентом, делает все возможное, чтобы избежать конфликтной ситуации. Так, менеджмент банка уверен, что только через качество сервиса и доверие к кредитной организации формируются долгосрочные отношения. Эффективность такой политики подтверждается данными статистики: доля просроченных платежей у банка планомерно снижается - с 14,7% на первый квартал 2006 года до 13,67% на первое полугодие 2007 года.

Как показывает международный опыт, переход к цивилизованному рынку предполагает его развитие в двух направлениях: с одной стороны, государство усиливает внимание к работе кредитных организаций, работающих в секторе, с другой - государство на уровне законодательства усиливает ответственность самих заемщиков. Здесь движение идет всегда в две стороны, другой ситуации не бывает.

"Мы разделяем озабоченность регулирующих органов недовольством среди населения и ведем работу, чтобы избавить потребителя от возможного беспокойства. Мы, как ответственный кредитор, с большим вниманием относимся к нуждам клиентов, задаем стандарты прозрачности и открытости, выступаем с инициативами по внедрению программы финансовой грамотности среди населения, как мы это делаем во всех странах, где представлена группа "Хоум Кредит"", - резюмирует Андрей Лыков.

http://www.finiz.ru/
 

Выгодные курсы валют 14/12

покупка продажа
USD 2,1200 2,1240
EUR 2,4110 2,4160
100 RUB 3,1900 3,2000
EUR/USD 1,1350 1,1400
все курсы

Курсы валют НБ РБ

13/12 14/12
1 USD 2,1270 2,1204 -0,0066
1 EUR 2,4085 2,4136 +0,0051
100 RUB 3,2009 3,2021 +0,0012
все курсы валют