Главная arrow Новости arrow Авто arrow Автодилеры надеются на лучшее, но готовятся к худшему

Автодилеры надеются на лучшее, но готовятся к худшему

11.08.2011 г.
Рынок новых автомобилей в Беларуси к концу года, по прогнозам экспертов, достигнет 20 тысяч зарегистрированных машин. По сравнению с прошлым годом это будет означать рост рынка почти на 60%.
 
«Но хорошо, если официальные продажи составят хотя бы 50% из всего объема новых автомобилей», — отмечает бренд-менеджер международного автомобильного холдинга «Атлант-М» Илья Прохоров.

Официальные дилеры переживают самый провальный период деятельности в этом году, коим является третий квартал. В самом разгаре сезон отпусков, кроме того, на низком уровне покупательская активность населения. До повышения таможенных пошлин только за 6 месяцев этого года в страну физлицами было ввезено иномарок на сумму 2 млрд. 161 млн. долларов — в три раза больше, чем в прошлом году.

При этом, что касается новых автомобилей, то лишь одна треть была ввезена через официальных автодилеров, остальные — по серым схемам, что сильно исказило привычную картину продаж. В частности, в первую пятерку наиболее продаваемых автомобилей в Беларуси вошли бренды (например, Volvo), которые в нормальной ситуации никогда бы не попали в число самых популярных, констатирует Илья Прохоров.

А тут еще некстати валютный кризис и бездействие финансовых властей по выходу на рыночный курс рубля. Из-за ограниченного доступа к валюте дилеры до сих пор лишены возможности нормально вести бизнес.


«С покупкой валюты дела обстоят тяжело. Мы постоянно размещаем заявки на бирже, но они удовлетворяются по остаточному принципу. Поэтому нам удается покупать какие-то крохи. Наше отделение в месяц, например, может купить валюту на сумму 6-10 тысяч долларов. Но этого не хватит даже чтобы оплатить один автомобиль. Межбанк тоже в непонятной ситуации. Поэтому все сделки осуществляются по договоренностям между экспортерами и импортерами», — отмечает Илья Прохоров.

По его словам, активно ходят слухи о том, что Нацбанк собирается все-таки сделать единый курс на уровне 7500 рублей за доллар. Причем, какие-то шаги в этом направлении могут произойти во второй половине августа.


«Но хотелось бы, чтобы власти быстрее что-нибудь сделали. Влиять на ситуацию мы не можем, поэтому нам остается только надеяться на лучшее, но при этом мы готовимся к худшему», — подчеркнул бренд-менеджер.

Автодилеры, не имея возможности прогнозировать изменение курса, вынуждены, по словам Ильи Прохорова, закладывать в стоимость автомобилей разный курс, в зависимости от того, в каком объеме и по какому курсу дилер может купить валюту.

«А заключать договор по курсу Нацбанка мы не можем, так как он не соответствует курсу, по которому коммерческие предприятия вынуждены сегодня покупать валюту за рубли. На межабанке, например, не так давно можно было найти доллар за 7,5 тысячи рублей. Естественно, мы не можем закладывать в цену курс 5 тысяч за доллар, а покупать валюту по 7,5 тысячи. В чем смысл такого бизнеса?»

На определенную встряску рынка дилеры надеялись после того, как Нацбанк официально разрешил осуществлять сделки по продаже автомобилей в валюте. Но это новшество пока не играет в пользу автодилеров. Хотя здесь, во-первых, надо учитывать и дефицит валюты на наличном рынке для населения, а во-вторых, возможности самих автодилеров. По словам Ильи Прохорова, пока из компаний, входящих в холдинг «Атлант-М», только «Мазда» получила лицензию на осуществление сделок в валюте.

Слегка подсластили пилюлю россияне, которые своей относительной активностью на белорусском рынке снабдили бюджеты наших компаний хотя бы российскими рублями (сделки проходили через банки, что не требовало получения дополнительной лицензии).

«Российские покупатели, которых становится все больше, привозят валюту. Это позволяет ряду дилеров осуществлять продажи автомобилей и получать валюту. Но в долгосрочной перспективе это плохо. Россияне приехали, один раз заплатили и уехали. Но они не приедут к нам на СТО, не приедут покупать запчасти, за редким исключением. Они будут приносить доход российским дилерам. Поэтому мы больше заинтересованы в белорусских покупателях, чем россиянах. Только вот текущая ситуация не в пользу нормального бизнеса», — констатирует Илья Прохоров.

Вторая большая беда автодилеров — это перенасыщенный рынок подержанных автомобилей. С 1 января 2010 года по 1 июля 2011 года, то есть в период действия льготных таможенных ставок для Беларуси, в страну было ввезено около 450 тысяч подержанных авто. Их них порядка 25% или около 110-115 тысяч — стоимостью 13-15 тысяч долларов. Примерно по такой стоимости многие дилеры предлагают абсолютно новые автомобили.

«Поэтому мы можем говорить о том, что около 110-115 тысяч автомобилей потенциально могли стать новыми, но стали в итоге б/у», — отмечает Прохоров.

Рынок подержанных автомобилей мог бы значительно сузиться. По оценкам экспертов, из 450 тысяч ввезенных за полтора года иномарок в страну около 30% впоследствии должны были оказаться на российском рынке. То есть, более 100 тысяч автомобилей были приобретены населением Беларуси для последующей перепродажи в Россию.

Но граждане не учли, что Россия будет всеми способами защищать внутренний рынок и новых, и подержанных автомобилей, что в итоге и произошло. Уже в июле этого года российская сторона ввела дополнительные поправки в законодательство, разрешив белорусам продавать автомобили, но при условии доплаты пошлин до российского уровня. Это существенно ограничило возможности продаж машин в Россию, которые становятся невыгодными.

Владельцы машин, изначально приобретенных для перепродажи в Россию, оказались в затруднительной ситуации. По мнению Ильи Прохорова, у них сегодня есть три основных варианта действий.

«Можно ждать 2013 года, когда Таможсоюз войдет в полную законодательную силу, и владельцу автомобиля уже не придется доплачивать разницу в пошлинах. Однако до этого момента еще полтора года. И если человек вложил последние деньги в покупку автомобиля в надежде перепродать богатым россиянам, скорее всего, у него нет возможности ждать. Да и не ясно, что будет через полтора года, и по какой цене удастся продать автомобиль».

Второй вариант — продать машину на внутреннем рынке, чтобы вернуть какие-то вложения, либо просто использовать по назначению, то есть для езды. И третий вариант — попытаться продать автомобиль по частям.

«Третий вариант — самый выгодный, — подчеркивает бренд-менеджер холдинга «Атлант-М». — Продать машину по частям выгоднее, чем целиком. Но этот вариант и самый затратный. Надо иметь площадку и время для разборки автомобиля».

В связи с этим Илья Прохоров делает вывод, что «большая масса автомобилей будет вариться на внутреннем рынке, переходить из рук в руки, пока не дойдет до состояния ветхости и не превратится в утиль».

При этом он уточнил, что естественное старение белорусского рынка автомобилей составляет около 10% в год, что близко к Европе.

«Наш парк автомобилей — около 1 млн. 700 тысяч автомобилей. Таким образом, естественным путем ежегодно «отмирает» порядка 150 тысяч автомобилей».
 
Андрей КОЖЕМЯКИН, naviny.by
 

Выгодные курсы валют 15/12

покупка продажа
USD 2,0270 2,0320
EUR 2,3940 2,4000
100 RUB 3,4500 3,4600
EUR/USD 1,1790 1,1850
все курсы

Курсы валют НБ РБ

14/12 15/12
1 USD 2,0378 2,0277 -0,0101
1 EUR 2,3937 2,3963 +0,0026
100 RUB 3,4463 3,4534 +0,0071
все курсы валют