Главная arrow Новости arrow Авто arrow Введение унифицированных с Россией и Казахстаном ввозных таможенных пошлин на подержанные иномарки негативно скажется на продажах в Беларуси машин с пробегом

Введение унифицированных с Россией и Казахстаном ввозных таможенных пошлин на подержанные иномарки негативно скажется на продажах в Беларуси машин с пробегом

07.04.2011 г.
но поднимет спрос на новые легковые авто.
 

Большинство аналитиков сходятся в том, что в настоящее время ситуация на автомобильном рынке Беларуси в общем и целом развивается по сценарию, сходному с прошлогодним.

 
Сегодня, как и тогда, в сегменте легковых иномарок наблюдается бум импорта. Согласно данным официальной статистики, за январь 2011 г. в страну было ввезено 15,8 тыс. легковых автомобилей, что больше прошлогоднего на 118,5%.

В денежном выражении прирост автомобильного импорта в РБ оказался еще более впечатляющим - почти в 3 раза. В результате общая стоимость ввезенных легковушек составила примерно 137 млн. USD. А их средняя цена - около 8,7 тыс. USD (рост к аналогичному периоду 2010 г. - более 60%).

По мнению наблюдателей, во многом именно экстраординарным спросом со стороны белорусов объясняется тот факт, что в соседней Литве только за последние несколько недель продажи подержанных автомобилей (до 10 лет) возросли более чем в 2 раза. Даже несмотря на то, что за это время цены на них поднялись в среднем на 20%.

Резервация для "бэушек".


Понятно, что эта ситуация спровоцирована вступлением в силу с 1 июля унифицированных в рамках Таможенного союза (то есть повышенных) импортных пошлин на легковые иномарки.

Напомним, примерно 2,5 года назад в России для поддержки своих автопроизводителей были установлены заградительные (до 30% от таможенной стоимости) ввозные пошлины на подержанные автомобили. Их величина выше белорусских в среднем почти в 4 раза. (В частности, за машину в возрасте 5 лет с двигателем объемом 3 литра при въезде в РФ надо уплатить 5,8 EUR за 1 куб. см, в Беларуси эта ставка - 0,6 EUR.)

Для того чтобы предотвратить приток на российский авторынок более дешевых иномарок б/у из Беларуси, на границе между двумя странами для них был возведен таможенный барьер. Это с точки зрения представителей российского автопрома было вполне оправданным.


Ведь, согласно данным Белорусской автомобильной ассоциации, в 2008 г. в нашу страну было ввезено 200 тыс. легковых авто (соотношение новых и подержанных машин составило 15 и 85% соответственно), в 2009 г. - 160 тыс. (12,2 и 87,8%), в 2010 г. - 201,8 тыс. (7,93 и 92,07%). Как мы видим, налицо, тенденция к увеличению год от года удельного веса автомобилей с пробегом в общем количестве импортированных машин.

Если оценивать результат введения означенной выше меры с позиций выгоды российских автопроизводителей и зарубежных автоконцернов, открывших в России сборочные производства, то таможенная защита от подержанных иномарок в целом оправдала себя. Поток бэушных автомобилей, ввозимых в РФ, уменьшился в 25 раз, что в условиях кризиса создало дополнительную нишу для сбыта машин тамошней сборки (прежде всего для продукции опекаемого властями АвтоВАЗа).

На чем подняться белорусу.


В связи с вступлением в силу с 1 июля 2010 г. Таможенного кодекса должна была произойти унификация белорусских импортных пошлин с российскими, и снятие препятствий для ввоза в РФ легковых машин с пробегом, приобретенных РБ. Это создало для частных лиц и фирм из Беларуси, занимающихся перегоном, потенциальную возможность неплохо разово заработать.

Загодя импортировав подержанные машины по местным, более низким таможенным тарифам, белорусы после 1 июля 2010 г. могли бы перепродать их россиянам по цене, включающей повышенную ввозную ставку. Под эту заманчивую перспективу предприимчивыми гражданами РБ были мобилизованы солидные суммы в валюте и накоплены немалые товарные ресурсы. Некоторые из них успели купить несколько машин.

Однако в прошлом году по ряду причин, первой среди которых наблюдатели называют президентские выборы (накануне их руководство Беларуси не пожелало обострять отношения со значительной частью электората), повышение ввозных пошлин на легковушки б/у для физических лиц было отложено на 12 месяцев - до 1 июля 2011 г.

Это автоматически перекрыло доступ машинам, ранее растаможенным по белорусским льготным ставкам, в Россию. И, соответственно, обвалило конъюнктуру в сегменте подержанных автомобилей, так как в большинстве своем они были "переадресованы" на внутренний рынок (многие собственники иномарок не могли позволить себе заморозить средства на целый год). Предложение сразу же значительно превысило спрос, что тут же сказалось на ценах. В мае - июне 2010 г. стоимость легковых авто б/у снизилась на 10-15%.

Лихорадка перед кончиной?


И тем не менее уже тогда для всех было очевидно, что в преддверии 1 июля события будут развиваться по прошлогоднему варианту и цены на автомобили вновь пойдут вверх, подогреваемые спекулятивными настроениями. Это сейчас, собственно, и происходит. Правда, как считают большинство экспертов, в III квартале текущего года, после введения повышенных ввозных пошлин рынок подержанных авто в РБ ожидает если не шок, то серьезный спад со всеми вытекающими последствиями. Так, в частности, полагает бренд-менеджер международного автомобильного холдинга "Атлант-М" Илья Прохоров.

Несколько отличную точку зрения на этот счет высказал генеральный директор холдинга "Атлант-М" Сергей Савицкий. По его мнению, динамика цен на подержанные авто в Беларуси в значительной степени будет зависеть от того, как много автомобилей из Европы успеют ввезти физические лица до 1 июля. Не исключено, что они разойдутся достаточно быстро, и в среднесрочной перспективе цены на авто б/у могут даже вырасти.

Гораздо более радикален в своих высказываниях генеральный директор официального дилера Chevrolet - СОАО "Минск-Лада" Александр Стельмах. По его словам, в настоящее время на вторичном рынке автомобилей действительно наблюдается небывалый взрыв активности. Такой ажиотаж вокруг подержанных автомобилей провоцирует и повышение цен, однако данная тенденция будет существовать недолго. После 1 июля вторичный рынок автомобилей в РБ вообще замрет. Будут продаваться и перепродаваться преимущественно лишь те иномарки, которые белорусы успеют ввезти в страну до момента повышения таможенных пошлин для физических лиц. И то, если найдутся российские покупатели.

Между тем есть и те, кто думает иначе. Они указывают на то, что совсем не случайно на вторичный рынок приходится абсолютное большинство продаваемых и покупаемых в стране автомобилей. Такой объем формируют структура потребительского спроса и существующие экономические условия. Так что, несмотря на предстоящее повышение пошлин на ввозимые физическими лицами автомобили, рынок подержанных машин в Беларуси будет жить и развиваться. Такое мнение, например, высказал 4 марта на пресс-конференции в Минске директор профессионального салона по продаже автомобилей с пробегом "4 колеса" Евгений Лахманов.

Он уверен, что нет никаких серьезных предпосылок для того, чтобы новые авто сколь-нибудь значительно потеснили иномарки б/у. Во-первых, географически Беларусь столь близка к Западной Европе, что оттуда всегда можно привезти современный качественный автомобиль с пробегом. Ну и, кроме того, белорусы уже настолько привыкли ездить на качественных автомобилях мировых брендов, что их сложно будет заставить пересесть на российские машины. А объемы выпускаемых на сборочных производствах в России автомобилей иностранных марок не удовлетворяют спрос даже внутреннего рынка РФ.

Исходя из этого вряд ли следует ожидать кардинального изменения ситуации на автомобильном рынке РБ после 1 июля. Более того, Е. Лахманов не исключает, что в перспективе спрос на подержанные машины в Беларуси не только не упадет, но даже увеличится. Ведь цены на недвижимость за последние годы выросли в несколько раз, но это не привело к свертыванию операций с ней. Да и вообще за последние три года рынок автомобилей с пробегом превратился из "базара" в сектор экономики.

Что же касается новых машин, то эксперты в большинстве своем уверены, что уже к концу нынешнего года следует ожидать заметного оживления спроса на них. Такой точки зрения придерживаются и аналитики автомобильного холдинга "Атлант-М" в Беларуси. Но наиболее существенный рост сегмента авто без пробега произойдет в 2012-2013 гг. Если в 2010 г. емкость этой рыночной ниши составила всего 12,4 тыс. ед., то в 2011 г. она возрастет до 16 тыс. В 2012 г. прогнозируется продажа новых 23-24 тыс. иномарок, в 2013 году - 37-38 тыс. При этом, как заявил несколько ранее генеральный директор холдинга "Атлант-М" С. Савицкий, цены на новые автомобили будут расти.

Наибольший спрос, по мнению специалистов холдинга, придется на бюджетные автомобили, а также на коммерческую автотехнику. Что касается моделей премиум-класса, то они будут пользоваться ограниченным спросом, хотя интерес к ним будет постепенно возрастать. Как отметил уже упоминавшийся нами И. Прохоров, расчеты сделаны на основе прогноза развития экономической ситуации, которая в 2011 году будет характеризоваться ростом инфляции, умеренной девальвацией, а также законодательными изменениями, связанными со вступлением в силу документов в рамках Таможенного союза. Однако не исключено, что на этих планах могут негативно отразиться разного рода валютные ограничения Нацбанка.
 
 

Выгодные курсы валют 19/07

покупка продажа
USD 1,9920 1,9960
EUR 2,3110 2,3170
100 RUB 3,1430 3,1590
EUR/USD 1,1590 1,1660
все курсы

Курсы валют НБ РБ

18/07 19/07
1 USD 1,9766 1,9886 +0,0120
1 EUR 2,3183 2,3120 -0,0063
100 RUB 3,1652 3,1609 -0,0043
все курсы валют