Главная arrow Новости arrow Авто arrow Беларусь может отказаться от унификации импортных пошлин на легковые авто с Россией и Казахстаном.

Беларусь может отказаться от унификации импортных пошлин на легковые авто с Россией и Казахстаном.

08.02.2011 г.
Заявление о том, что действующие в настоящее время в нашей стране ставки таможенных пошлин на ввоз легковых автомобилей физическими лицами могут быть сохранены и после 1 июля 2011 г., сделанное 25 января заместителем председателя Государственного таможенного комитета РБ Сергеем Борисюком, посеяло панику среди ведущих игроков отечественного автомобильного рынка.
 
Напомним, сегодня размер этих ставок регулируется в соответствии с Указом президента № 503. Им установлено сохранение в Беларуси льготных пошлин для физических лиц на ввоз легковых автомобилей до 1 июля 2011 г. Для юридических же лиц с 1 января 2010 г. ставки импортных пошлин на легковушки повышены до российского уровня.

Более двух лет назад в РФ для поддержки своих автопроизводителей были установлены заградительные (до 30% от таможенной стоимости) ввозные пошлины на иномарки. Причем их ставки определены приблизительно одинаковыми как для физических, так и для юридических лиц. В среднем они оказались выше белорусских примерно в 4 раза.

Особый порядок таможенного обложения ввоза автомобилей в Беларусь ее гражданами был закреплен протоколом от 5 июля 2010 г. об изъятиях из режима функционирования товаров на единой таможенной территории Таможенного союза, подписанным Беларусью, Казахстаном и Россией. Срок действия изъятий установлен до 1 июля 2011 г.

Между тем, как считают многие эксперты, столь значительное неравенство ставок ввозных пошлин для физических и юридических лиц самым негативным образом сказалось на состоянии официального автомобильного бизнеса в Беларуси, отбросило его на уровень "лихих 90-х" и привело к стагнации легальных дилерских структур.

По данным заместителя председателя республиканского общественного объединения "Белорусская научно-промышленная ассоциация" (БНПА) Сергея Вариводы, произошло существенное падение доходов дилерских компаний и связанных с продажами новых автомобилей банков, страховых организаций, рекламных агентств, органов сертификации и других субъектов хозяйствования

Это, в свою очередь, привело к сокращению числа работников, падению налоговых отчислений, доходов государственных органов и организаций от осуществления административных процедур в этой сфере деятельности. По оценкам БНПА, продажи новых легковых автомобилей официальными дилерами в 2010 г. снизились примерно в 3 раза относительно уровня 2008 г.

В то же время существенно активизировался серый рынок автомобилей (в особенности подержанных), запасных частей, технического сервиса. Начался массовый отток квалифицированных специалистов из дилерских компаний, официальных станций техобслуживания в структуры, полулегально осуществляющие свою хозяйственную деятельность и зачастую не уплачивающие всех положенных налогов.

Основные надежды на исправление ситуации, сложившейся на белорусском рынке легковых авто, ведущие представители легального автобизнеса связывали с намеченным на 1 июля 2011 г. выравниванием таможенных пошлин для физических и юридических лиц.

Как заявил 18 января на пресс-конференции в Минске председатель совета директоров международного автохолдинга "Атлант-М" Олег Хусаенов, когда лазейка с низкими пошлинами для физлиц закроется, люди постепенно переориентируются на покупку новых автомобилей в автосалонах.

По его словам, намеченная унификация ставок импортных пошлин дает основания надеяться на высокие темпы роста белорусского автомобильного рынка и на приход в ближайшие два-три года в отечественную автомобильную отрасль новых инвесторов. У нас в стране пока невыгодно создавать сборочные производства готовых автомобилей (их рентабельность начинается от 12 тыс. машин в год, а текущая емкость белорусского рынка оценивается в 10 тыс.). Однако вполне реально создать индустрию по выпуску автокомплектующих. Ведь культура производства в Беларуси заметно выше, чем в России.

И если судить по приведенным выше высказываниям заместителя председателя Таможенного комитета РБ, эти надежды могут оказаться беспочвенными, что объясняет достаточно нервную реакцию на слова г-на Борисюка лиц, причастных к этому сектору народного хозяйства.

Как заметил на днях генеральный директор Международного автомобильного холдинга "Атлант-М" в Беларуси Сергей Самойло, от подобного рода "неконкретных" заявлений отдельных должностных лиц автомобильный бизнес в Беларуси "штормит" вот уже полтора года. Разница в ставках, существующая на данный момент, негативно влияет не только на легальный автобизнес, но и на всю экономику страны.

Примерно такой же точки зрения придерживается и уже упомянутый заместитель председателя БНПА С. Варивода. Согласно его мнению, дальнейшее сохранение разбежки в таможенном обложении не соответствует ни собственным интересам государства, ни его международным обязательствам.

Опыт соседних стран показывает, что без таможенной защиты собственного рынка от импортных авто, в особенности б/у, невозможно создать собственное эффективное автомобильное производство полного цикла. Вследствие этого нужно (как это и предусмотрено решениями государств - участников Таможенного союза) не позднее 1 июля 2011 г. унифицировать ставки таможенных пошлин для юридических и физических лиц.

Таким образом, возникает вопрос, почему высокопоставленным представителем Таможенного комитета РБ поставлена под сомнение реализация положений протокола от 5 июля 2010 г. То ли власти с учетом неоднозначной послевыборной ситуации не хотят обострять отношения с рядовыми гражданами, то ли приберегают лишний козырь для очередного этапа энергетического торга с Россией...
 
 

Выгодные курсы валют 11/12

покупка продажа
USD 2,0340 2,0380
EUR 2,3970 2,4000
100 RUB 3,4300 3,4390
EUR/USD 1,1780 1,1810
все курсы

Курсы валют НБ РБ

11/12 12/12
1 USD 2,0367 2,0330 -0,0037
1 EUR 2,3931 2,3973 +0,0042
100 RUB 3,4364 3,4336 -0,0028
все курсы валют