Парадоксы евро

18.11.2010 г.
Евро
Логические несуразности преследуют евро с самого первого дня. Самый известный парадокс можно сформулировать так: запрещено спасение испытывающей трудности страны, запрещен ее дефолт и не допускается выход из еврозоны. Эта проблема сейчас решается путем введения антикризисного механизма, предусматривающего дефолт.
 
Но борьба с одной несуразностью усиливает другой парадокс: одновременно существуют возможность дефолта, постоянный экономический дисбаланс, зато отсутствует фискальный союз.

В предложениях Германии о мерах помощи Греции и другим странам речь идет в основном о механизме дефолта. Ангела Меркель не устает повторять, что налогоплательщикам не по силам взвалить на себя еще и оплату чужих долгов. И это, несомненно, правда при современной политической и юридической конструкции ЕС. В децентрализованном союзе это невозможно политически даже в самой крайней ситуации.

Постоянный экономический дисбаланс — болезнь не только еврозоны, но и всей мировой экономики. На недавнем саммите G20 страны в очередной раз не смогли договориться, как же с ним бороться. А у еврозоны даже нет вменяемого проекта плана по устранению дисбаланса. Финансовый сектор считается внутренним делом. В каждой стране за ним присматривают свои регуляторы, и им явно не хватает скоординированности усилий и разделения обязанностей на общеевропейском уровне.

Третья составляющая парадокса — отсутствие фискального союза. Я говорю даже не о наднациональном образовании, а о межправительственном органе с минимальными полномочиями. Есть подсчеты, что дискреционного бюджета всего в 1% ВВП с лихвой хватит на решение проблем еврозоны. Но учреждение фискального союза потребует таких существенных изменений в договорах ЕС, что практически оно невозможно.

Система, в которой возможен суверенный дефолт, есть хронический дисбаланс и отсутствует фискальный союз, просто не может долго существовать.

 
Допустимы любые два из трех перечисленных условий. Например, дефолт и дисбаланс. Но тогда необходим фискальный союз, который будет играть роль амортизатора. Пример тому — США, где общенациональная налоговая система сглаживает различия между штатами. Иначе невозможно представить, как единая валюта сможет пережить несколько экономических кризисов.

В отсутствие фискального регулятора искажения финансового сектора достигают критической величины, что не оставляет правительству выбора. Не имея возможности девальвировать евро, стране остается надеяться только на помощь извне. А в финансовом союзе, где валюта общая, а долги врозь, подобные истории будут случаться постоянно.

Среди еврочиновников превалирует мнение, что для улучшения ситуации особых революций и не требуется. Якобы при любом кризисе можно обойтись добровольным ужесточением фискальной дисциплины. Подозреваю, что Греция, Ирландия и, может быть, даже Португалия вскоре докажут ошибочность этого предположения. Монетарный союз может жить с неразрешимыми противоречиями — но не вечно.

Учитывая, что решение проблем еврозона видит в механизме дефолта, а дисбаланс в ближайшее время никуда не денется, вывод один: для выживания евро критическим становится существование фискального союза.
 
 

Выгодные курсы валют 23/06

покупка продажа
USD 1,9920 1,9970
EUR 2,3200 2,3300
100 RUB 3,1520 3,1600
EUR/USD 1,1620 1,1690
все курсы

Курсы валют НБ РБ

23/06 24/06
1 USD 1,9961 1,9961 +0,0000
1 EUR 2,3275 2,3275 +0,0000
100 RUB 3,1586 3,1586 +0,0000
все курсы валют