Главная arrow Новости arrow Банки/Финансы arrow Внешний госдолг Беларуси в последние годы рос так быстро, что это вызвало серьезное беспокойство у населения страны.

Внешний госдолг Беларуси в последние годы рос так быстро, что это вызвало серьезное беспокойство у населения страны.

30.10.2010 г.
stock_300x225.jpg
Расходы на обслуживание внешнего госдолга Беларуси в настоящее время невелики, так же как и средняя стоимость заимствований, но с каждым годом они будут возрастать
 

Внешний госдолг Беларуси в последние годы рос так быстро, что это вызвало серьезное беспокойство у населения страны.


"У нас, белорусов, есть чисто психологические опасения по поводу такого большого госдолга, так как мы привыкли жить со значительно меньшим его уровнем. Например, в 2005 году он составлял не более 800 млн. USD. Когда был привлечен первый синдицированный кредит в размере 70 млн. USD, все думали, как же это много. Сейчас мы привлекли 1 млрд. USD, выпустив еврооблигации, и это никого не пугает. Ведь надо учитывать, что за это время у нас ВВП удвоился, соответственно, вырос экспортный потенциал, больше валюты приходит в страну. Поэтому на сегодняшний день ситуацию с внешним госдолгом нельзя назвать ни критической, ни предкритической", - пояснил в конце сентября начальник главного управления международных финансовых отношений и государственного долга Минфина Андрей Смольский в интервью БЕЛТА.

Надежда на облигации.


По данным Минфина, внешний государственный долг РБ на 1 сентября 2010 года составил 9.451,3 млн. USD при утвержденном лимите 11 млрд. USD. По сравнению с началом 2010 года долг вырос на 1.559,9 млн. USD. На 1 сентября размер внешнего госдолга, по данным Минфина, составлял 19% от ВВП, то есть был ниже предельного уровня 20%, установленного Программой социально-экономического развития РБ на 2006-2010 годы.

Все внешние государственные займы, входящие в долговой портфель РБ, являются долгосрочными. Так, средний срок до погашения по ним составляет 6 лет. Средняя процентная ставка - 3,69% годовых.

Как сообщил А. Смольский, в структуре внешнего госдолга кредиты, погашаемые из средств республиканского бюджета, составляют 98,1% (9.269,4 млн. USD), а кредиты, погашаемые за счет собственных средств заемщиков, - 1,9% (181,9 млн. USD).

На займы международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) приходится 39,2% внешнего госдолга страны, на займы иных иностранных кредиторов - 60,8%. Наибольшую долю в кредитном портфеле составляют займы МВФ (36,2%), России (32,3%), еврооблигации (10,6%), кредиты Китая (8%). Несвязанные кредитные ресурсы составляют 90,6%, связанные - 9,4%.

В 2011 году согласно закону о бюджете страна собирается осуществить новые заимствования на 2,1 млрд. USD. Кроме того, не исключен и сверхплановый выпуск облигаций. Так, президент Беларуси специальным Указом № 527, подписанным 9 октября 2010 года, уполномочил Совет министров РБ на размещение в 2010-2011 годах государственных облигаций на сумму до 15 млрд. RUB сроком до 5 лет.

Опасности дефолта нет.


При оценке показателей экономической безопасности, характеризующей внешний долг, обычно используют ряд параметров: отношение долга к экспорту, доходам бюджета, валютной выручке, а также размер платежей по обслуживанию и погашению долга.

Для каждой страны допустимое значение этих отношений должно быть индивидуальным, но существуют и некоторые усредненные показатели. Так, Минфин сравнивает показатели Беларуси с нормативами Международного банка реконструкции и развития, рассчитанными для развивающихся стран.

Согласно этим нормативам критическое отношение внешнего госдолга к экспорту товаров и услуг равно 220%, а для Беларуси на 1 января 2010 года данное соотношение составляло 31,8%. Отношение платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг на 1 января 2010 года составляло 1,3% при нормативе 50%. Хуже всего выглядит отношение к ВВП: на 1 января 2010 года оно составляло 16,5%, тогда как норматив - 50%.

Расходы по обслуживанию внешнего государственного долга также пока невелики. Как сообщил, выступая на заседании Совета республики 4 октября, министр финансов Андрей Харковец, на обслуживание внешнего долга в 2011 году из бюджета Беларуси будет выделено 695 млн. USD.

В основном крупные выплаты по внешнему госдолгу Беларуси начнутся с 2012 года, когда необходимо будет погашать кредиты по программе МВФ (460,3 млн. USD). А в 2013 году придется погасить кредиты МВФ на 1.734,9 млн. USD. Выплаты по еврооблигациям начнут осуществляться через 5 лет. По прогнозам Минфина, проблем с наличием средств для осуществления выплат в будущем не ожидается.

Надо иметь в виду, что уменьшать внешний государственный долг до нуля никто не собирается. Многие страны обычно рефинансируют долг, то есть расплачиваются по старым обязательствам за счет новых. Именно так собирается поступить и Беларусь. Вопрос только в том, удастся ли ей это сделать и насколько это опасно для страны.


Самые дорогие заимствования.


Норматив -- это некоторая абстрактная рассчитанная величина. Оценка кредиторами возможности той или иной страны рассчитаться по внешним долгам учитывает место страны в мировой экономике, ее инвестиции за рубежом, уровень развития экономики, резервы, возможность получения помощи от других государств и т. п.

Так как факторы постоянно меняются, то и предельные значения параметров, характеризующих безопасный уровень долга, также изменяются. Понимание этого момента является очень важным: если сегодня критическим уровнем задолженности для Беларуси было, допустим, 50% от ВВП, то завтра это может быть 70% или, возможно, 30, 20 или 10%.

Мнение кредиторов обычно проявляется по котировкам облигаций стран, размещенных на международном финансовом рынке, которые служат индикатором оценки экономической безопасности внешнего долга со стороны рынка. После размещения еврооблигаций Беларусью такой индикатор появился и у нашей страны. Доходность белорусских облигаций с момента их размещения колеблется около отметки 8% годовых.

Оценка безопасного уровня долга для каждой страны должна проводиться индивидуально, это сложная экспертная работа. Можно отметить только несколько моментов, ключевых для Беларуси. Наверное, главная сила нашей страны - союз с Россией и единое таможенное пространство. Еще одно достоинство - намерение проводить реформы, поддержка МВФ. И третье - это наличие большого количества государственного имущества, которое может быть продано.

Пожалуй, именно благодаря этим плюсам стране удалось разместить в 2010 году еврооблигации, хотя и несколько дороговато, но для первого раза терпимо. Первые 600 млн. USD были размещены под 9%, последующие 400 млн. - под 8,251%. Средств можно было привлечь и больше, но еще дороже.

Критический уровень уже достигнут.


Но когда летом текущего года Беларусь размещала еврооблигации, она была страной, сотрудничающей с МВФ, проводящей реформы, организующей общий рынок с Россией и готовой активизировать приватизацию. Для такой страны предельный уровень государственного внешнего долга явно располагался намного выше 20% от ВВП, и ей можно было давать деньги (страна не очень надежна по мировым стандартам, но есть хорошая перспектива улучшения ситуации).

Если бы страна продолжила развивать свои сильные стороны, то ситуация могла бы улучшиться и оптимистичный сценарий с внешним долгом, описанный А. Смольским, был бы вполне осуществим. Но, к сожалению, руководство Беларуси выбрало другой путь развития, и в настоящее время страна стремительно теряет свои преимущества.

Ухудшились отношения нашей страны с Россией. Это означает, что надеяться на новые заимствования с ее стороны без серьезных новых уступок со стороны Беларуси вряд ли стоит. Не лучшей рекомендацией для нашей страны является и явное отсутствие желания у правительства Беларуси следовать рекомендациям МВФ. Что касается приватизации, то президент, как известно, пресек намерение правительства получать финансовые ресурсы в больших объемах за счет этого источника. Это также негативный момент для потенциальных кредиторов.

То есть в настоящее время Беларусь - уже не та страна, какой она была летом, она по-прежнему ненадежна, но уже без всяких перспектив. А это значит, что если в лучших условиях ей инвесторы одалживали деньги под 8-9% годовых, то теперь будут предоставлять дороже. Поэтому можно считать, что нынешний уровень долга - около 20% от ВВП, собственно, и является критическим: при его превышении стоимость заимствований на свободном рынке будет только расти.

Это мнение подтверждается отношением российских инвесторов к размещению белорусских облигаций в РФ. Как сообщил 21 октября А. Смольский, уже в ноябре текущего года планируется осуществить первый выпуск белорусских облигаций в России, причем, по расчетам консультантов Сбербанка, доходность составит 9-9,5%. "Если выпустить облигации с пятилетним сроком обращения, то ставка будет ближе к 10%, с трехлетним сроком - к 9%, с двухлетним - до 9%", - пояснил он. И это учитывая особые отношения Беларуси с многими российскими банками, имеющими своих "дочек" в нашей стране.

Таким образом, если дефолт по государственным облигациям нашей стране в ближайшие пару лет не грозит, то с привлечением новых несвязанных кредитов, в том числе и посредством выпуска облигаций, могут быть серьезные проблемы уже начиная со следующего года.

Но если Беларусь вернется к той политике, на которую рассчитывали инвесторы в начале 2010 года, то критический уровень долга для страны может быть резко повышен.
 
 

Выгодные курсы валют 14/12

покупка продажа
USD 2,0270 2,0310
EUR 2,3940 2,4000
100 RUB 3,4500 3,4650
EUR/USD 1,1800 1,1850
все курсы

Курсы валют НБ РБ

13/12 14/12
1 USD 2,0296 2,0378 +0,0082
1 EUR 2,3915 2,3937 +0,0022
100 RUB 3,4501 3,4463 -0,0038
все курсы валют