Главная arrow Новости arrow Калейдоскоп arrow Ученые доказали, что физические упражнения помогают сохранить память и внимание

Ученые доказали, что физические упражнения помогают сохранить память и внимание

17.03.2009 г.
Способность человека запоминать текущие события, ориентироваться в пространстве и без труда воспроизводить в памяти детали окружающей обстановки напрямую зависит от одного небольшого участка мозга — гиппокампа.

Многочисленные исследования показали, что эффективность работы этой жизненно важной области мозга напрямую зависит от ее размеров. Однако величина гиппокампа — параметр не генетический, и в зависимости от возраста, рода деятельности, образа жизни гиппокамп либо увеличивается, либо уменьшается.

Так, например, люди, чьей профессиональной необходимостью является постоянная ориентация в пространстве (водители, топографы) имеют наиболее развитый и «тренированный» гиппокамп. Например, изучение мозга лондонских таксистов в 2003 году показало, что у них этот участок мозга развит на 30% больше, чем у пешеходов. Такую особенность ученые объясняют тем, что таксисты вынуждены постоянно запоминать различные варианты маршрутов. Обратная же тенденция, когда гиппокамп не увеличивается, а уменьшается, наблюдается с возрастом. У пожилых людей его клетки отмирают, из-за чего значительно ухудшаются некоторые виды памяти. Именно поэтому нейрофизиологи рекомендуют людям в возрасте постоянно нагружать память, тренируя ее.

Однако недавно американские ученые установили, что не только умственная, но и физическая нагрузка помогает предотвратить развитие старческих деменций. И оказывается, вовсе необязательно заниматься спортивным ориентированием или на досуге чертить карты местности, чтобы сохранить пространственную память.

Исследование, только что опубликованное в журнале с говорящим названием Hippocampus, показало, что регулярные физические нагрузки в пожилом возрасте, когда риск развития нейронной деградации особенно велик, не дают гиппокампу уменьшаться, что на 40% улучшает пространственную память. Исследователи из Университета Иллинойса и Университета Питтсбурга, используя магнитно-резонансную томографию, проанализировали состояние гиппокампа у 165 испытуемых (109 женщин и 56 мужчин) в возрасте от 59 до 81 года. Одновременно с этим ученые провели ряд тестов на пространственную память и способность ориентироваться на местности. Кроме того, участники эксперимента подробно рассказали о своем образе жизни и об уровне ежедневной физической нагрузки. Сопоставив полученные данные, ученые обнаружили прямую корреляцию между уровнем физической нагрузки испытуемых и объемом их гиппокампа. Также сравнительный анализ показал, что активные пожилые люди, обладатели большего гиппокампа, лучше ориентировались на местности, запоминали незначительные детали и текущие события.

«У более тренированных людей гиппокамп отличается большими размерами, а их пространственная память сохраняется на высоком уровне до глубокой старости», — отметил руководитель исследования, профессор Арт Крамер из Университета Питтсбурга. «Обнаруженная нами возможность увеличивать размеры гиппокампа с помощью физических нагрузок — это действительно очень важное открытие, — вторит коллеге профессор Кирк Эриксон из Университета Иллинойса. — Теперь мы наверняка знаем, что образ жизни и физические нагрузки самым положительным образом влияют на сохранение памяти в пожилом возрасте». Между тем Арт Крамер подчеркивает, что ухудшение пространственной памяти с возрастом является главной причиной старческой беспомощности, ведь человек не может запомнить простейшего маршрута от дома до соседнего магазина.

«Основной функцией гиппокампа является хранение и обработка пространственной информации. Исследования показали, что гиппокамп необходим для решения даже простейших задач, требующих пространственной памяти (например поиск пути к цели), — рассказал РБК daily кандидат медицинских наук, доцент кафедры биохимии медико-биологического факультета РГМУ Николай Адрианов. — Без полностью функционирующего гиппокампа люди могут не вспомнить, где они были и как добраться до места назначения; потеря ориентации на местности — это один из самых распространенных симптомов амнезии. В частности, при поражении гиппокампа возникает синдром Корсакова — заболевание, при котором больной при сравнительной сохранности следов долговременной памяти утрачивает память на текущие события. А уменьшение объема гиппокампа является одним из ранних диагностических признаков при болезни Альцгеймера, когда человек не в состоянии самостоятельно выполнять простейшие операции».

Установление прямой взаимосвязи между физической формой и способностью к концентрации внимания, памяти и пространственному мышлению еще раз говорит о пользе физических нагрузок.

rbcdaily.ru