Главная arrow Новости arrow Аналитика arrow Совет по стабильности

Совет по стабильности

01.07.2016 г.
В очередной раз можно наблюдать синергию между Нацбанком и Совмином: согласно их совместному постановлению, в Беларуси создается Совет по финансовой стабильности. Достаточно своевременное решение, учитывая нарастающую напряженность в экономической системе страны.

Утвержденный состав Совета позволяет сразу же сделать несколько немаловажных выводов. Два сопредседателя номенклатурного новообразования — глава Нацбанка Павел Каллаур и первый вице-премьер Василий Матюшевский — крепкая связка двух компетентных управляющих.

Каллаур смог окружить себя профессионалами дела и за полтора года создать предпосылки к макроэкономической стабильности в Беларуси. С ее низкой инфляцией и без чрезмерно резких колебаний курса национальной валюты. В то же время Матюшевский, имея намного более серьезные ограничения для проявления инициативы в рамках Совмина, смог продвинуть несколько идей, которые касались оздоровления реального сектора экономики, в первую очередь — госпредприятий.

Поэтому ожидания от итогов совместной работы этих двух руководителей достаточно высоки.
Второе, что бросается в глаза, так это превалирующая роль Нацбанка. В очередной раз главный банк страны становится инициатором (судя по составу Совета и его компетенциям, это именно так) решений, которые можно охарактеризовать с положительной стороны.

Однако сам факт создания Совета по финансовой стабильности означает, что ситуация в финансовом секторе страны не самая лучшая. Перспектива ухудшения экономического положения Беларуси просматривается с начала года. Оптимистические заявления со стороны официальных властей только вводят граждан в заблуждение о последующем развитии событий.

Поэтому неудивительно, что Совет сосредоточится на выполнении следующих функций: мониторинг ситуации, разработка механизмов разрешения кризисных явлений и координация подходов регулирования и надзора. Фактически этим функциям соответствуют три рабочих комитета в рамках Совета, которые все до одного будут работать под руководством Нацбанка (с привлечением представителей Минфина и Минэкономики).


СОВЕТ ЕСТЬ, СТАБИЛЬНОСТИ — НЕТ

Основной проблемой на сегодняшний день является нехватка иностранных активов для поддержания старой экономической модели. За прошлые периоды времени она была выстроена таким образом, что без внешней поддержки существовать практически не может.

Даже несмотря на проведение Минфином политики «сухого пайка», отдельные госпредприятия продолжают получать льготные кредиты в белорусских рублях, которые в последующем расходуются в т.ч. на импортные комплектующие, сырье и материалы. Для обеспечения такой политики необходимы иностранные средства.

Ухудшает положение вещей внешняя и внутренняя задолженности (номинированные в валюте), которые все еще сохраняются на достаточно высоком уровне. Попытка снизить их по итогам прошлого года не увенчалась успехом: на погашение и обслуживание внешнего и внутреннего валютного долгов в размере $3,5 млрд. было использовано $3,3 млрд. новых валютных заимствований.

Получится ли улучшить ситуацию с долгами в 2016г. за счет отказа от практики рефинансирования долгов за счет новых кредитов? Судя по очередной программе финансовой помощи от ЕФСР, сделать это будет достаточно сложно. Скорее ставка делается на постепенное сокращение доли той задолженности, которая рефинансируется через привлечение новых кредитных ресурсов, а не на полный отказ от такой практики.

Ведь новых источников поступления в страну иностранных средств нет. А старые — истощены. Объемы внешней торговли в стоимостном (что и является важным в нашем случае) выражении продолжают падать, несмотря на увеличение продаж по отдельным направлениям в физическом выражении. Многомиллиардные инвестиции остаются за пределами мечтаний, ведь существующие риски превышают приемлемые нормы. (Хотя после отмены политических санкций со стороны ЕС интерес к Беларуси возрос, однако предложить инвестором что-то «вкусное» страна пока не может, особенно на фоне стагнации в России — основном рынке ЕАЭС.)

В то же время внутренние запасы постепенно иссякают: золотовалютные резервы (ЗВР) находятся на минимуме — всего $4 млрд. На одной из встреч глава Нацбанка заявил, что Беларуси нужны резервы порядка $ 10 млрд.

Хотя определенные положительные движения в объеме ЗВР официальные власти отмечают. Однако незначительные улучшения — это прирост ЗВР c начала года всего на $96 млн. с $4176 млн. до $4272 млн. При этом в относительном выражении (объем ЗВР к объему ежемесячного импорта; норма — 3 месяца), как отмечается в оценке отчета Минфина Беларуси о выполнении условий первого транша финансового кредита ЕФСР, «увеличение относительного показателя с 1,3 месяца импорта в марте 2015г. до 1,5 месяца импорта на конец февраля 2016г. было достигнуто за счет значительного сокращения объемов импорта на фоне ухудшения условий торговли, снижения притока капитала, превышения порогов по внешнему долгу и значительного увеличения внутреннего долга».

Данный вывод актуален не только для промежутка в два месяца текущего года, но также валиден для периода до 1 июня 2016г.

Нельзя проигнорировать тот факт, что с момента подписания очередного договора с ЕФСР на предоставление Беларуси кредита в $2 млрд. структура ЗВР начала меняться. Объясняется это просто: в рамочных условиях уровень резервов является контрольным, а не индикативным показателем.

В итоге, в то время как такая составляющая резервов, как «Резервные активы в иностранной валюте» начиная с 1 апреля 2016г. (первый транш кредита перечислен Беларуси 30 марта т.г.) стабильно сокращается (с $1956,4 млн. до $1728,6 млн. за три месяца), «Прочие активы» растут с нулевого значения до $346,5 млн. на 1 июня 2016г.

При этом «Прочие активы» - очень интересная и загадочная статья в резервах, под которой могут скрываться различные активы, полученные, например, в т.ч. в качестве СВОП-сделки с коммерческими банками на пару дней для отчета перед кредиторами.


МИССИЯ (НЕ)ВЫПОЛНИМА

Таким образом, перед Советом стоит очень серьезная задача: сберечь финансовую стабильность Беларуси без наличия «подушки безопасности» в виде тех же золотовалютных резервов. Все это напоминает старый анекдот, в котором смысл скрыт за фразой: «За деньги и дурак купит!».

Денег действительно нет, в то же время команда Совета — достаточно компетентные специалисты. Поэтому вполне вероятно, что неординарные решения со стороны Совета могут улучшить экономическую ситуацию в стране в части повышения ее финансовой стабильности.

http://www.belgazeta.by/
 

Выгодные курсы валют 16/11

покупка продажа
USD 2,1200 2,1260
EUR 2,4000 2,4070
100 RUB 3,1750 3,1930
EUR/USD 1,1280 1,1350
все курсы

Курсы валют НБ РБ

15/11 16/11
1 USD 2,1472 2,1222 -0,0250
1 EUR 2,4250 2,4045 -0,0205
100 RUB 3,1620 3,1867 +0,0247
все курсы валют