Главная arrow Новости arrow Авто arrow МАЗ делает ставку на газовое топливо

МАЗ делает ставку на газовое топливо

15.08.2014 г.
На днях Минский автозавод представил несколько новых моделей автомобильного транспорта, в том числе и работающих на газовом топливе. Это бортовой автомобиль МАЗ-534023 и городской автобус МАЗ-203965.

По словам представителей предприятия, их разработка связана с тем, что в России и Беларуси приняты программы по газификации пассажирского и коммунального транспорта.

Напомним, что 13 мая 2013 г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление относительно использования природного газа в качестве автомобильного топлива. Согласно документу, не менее половины общественного и коммунального транспорта в крупных российских городах планируется перевести на газомоторное топливо.

По замыслу правительства это должно не только улучшить экологическую ситуацию в крупных городах и значительно уменьшить расходы муниципальных бюджетов на транспорт, но и способствовать увеличению внутреннего спроса на газ.

Комментируя постановление, аналитики до сих не могут сойтись во мнении относительно того, что даст инициатива российского премьера в экономическом плане: будет она прибыльна или, наоборот, убыточна.

Первая проблема состоит в том, что для реализации данного решения в стране должна работать сеть газовых заправок, сопоставимая по разветвленности с нынешней сетью АЗС. То есть потребуется построить порядка 2,5 тыс. газозаправочных станций. А на это, естественно, необходимы деньги и время.

Согласно расчетам, на программу газификации автотранспорта ответственному за ее исполнение "Газпрому" необходимо 241 млрд. RUB (порядка 7 млрд. USD). Это и собственные средства госмонополии, и взносы частных инвесторов, и кредиты. Кроме того, до 60 млрд. RUB предполагает вложить в развитие газомоторных заправок "Роснефть".

Однако не факт, что необходимые ресурсы удастся мобилизовать. А если искомая сумма будет все-таки собрана, перевести на газ 50% общественного транспорта и коммунальной техники, 30% грузового транспорта и 20% сельскохозяйственной техники можно будет только к 2030 г. Зная же российские порядки, нельзя быть до конца уверенным, что к этому времени упомянутое выше постановление сохранит свою актуальность.

Вторая проблема состоит в создании необходимых производственных мощностей для выпуска газомоторного топлива. Речь идет о трех его видах: сжиженном углеводородном газе (СУГ), компримированном природном газе (КПГ) и сжиженном природном газе (СПГ).

Сжиженный углеводородный газ (пропан-бутан), являющийся продуктом переработки попутного нефтяного газа, широко используется на всем постсоветском пространстве. СУГ имеет высокую критическую температуру, что помогает сжижать его и поставлять потребителю в баллонах под невысоким давлением (до 1,6 МПа). Такое топливо примерно в 2-3 раза дешевле бензина и дизельного топлива.

Однако в использовании СУГ есть и неудобства, что ограничивает масштаб его применения в частных автомобилях. При прочих равных условиях расход топлива двигателем, потребляющим сжиженный газ, на 10-15% выше, чем у идентичного бензинового мотора, что объясняется его меньшей объемной теплотворностью.

Два других вида газомоторного топлива, получаемые путем сжижения и сжатия (компримирования) метана — основного компонента природного газа, при производстве требуют больших вложений в инфраструктуру. Особенно это касается СПГ. Для его получения необходимы специальные криогенные установки, что ведет к удорожанию продукции и ставит под сомнение целесообразность использования СПГ.

Поэтому природный газ гораздо выгоднее сжимать до 20 МПа (что примерно равно рабочему давлению системы) и закачивать в баллон. К достоинствам метана можно отнести высокое октановое число, крупные мировые запасы, максимальную полноту сгорания и, конечно же, низкую цену.

Но и у этого варианта есть серьезные недостатки. Например, высокое рабочее давление предъявляет серьезные требования к оборудованию (в первую очередь к емкостям), что в 3-4 раза увеличивает затраты на перевод автомобиля на такое топливо по сравнению с пропан-бутановыми системами. Да и расход такого топлива весьма велик: на одной заправке в 50 л можно проехать всего 110-150 км, или в 3,5 раза меньше, чем на пропан-бутане при том же объеме газового баллона. Бонусом является то, что стоимость КПГ составляет всего 30% от цены 1 л 92-го бензина.

Взвешивая все "за" и "против", эксперты до сих не уверены, что выгоды от газификации автотранспорта смогут перекрыть затраты на нее. По мнению некоторых из них, гораздо проще снизить акцизы на дизтопливо и не городить весь этот огород.

Между тем на МАЗе уверены, что программа будет претворена в жизнь и правительственные субсидии на закупку коммунальной и пассажирской техники на газовом топливе стимулируют спрос на нее, прежде всего в России. Отсюда и желание воспользоваться благоприятным зигзагом конъюнктуры.

Как заявил журналистам 5 августа на презентации бортового автомобиля МАЗ-534023, работающего на КПГ, главный конструктор автомобильной техники ОАО "МАЗ" Павел Шабанов, "мы надеемся, что Россия оценит этот автомобиль и будет активный спрос на эту технику".

По его словам, на машине установлен двигатель экологического класса Евро-5, спроектированный китайской компании Weichai с участием европейских специалистов. Газовое оборудование поставлено норвежской компанией Rugasco, используются композитные баллоны.

Но МАЗ-534023 — только первая ласточка, за ним последует целая линейка автомобилей на сжатом газе. Это будет и среднетоннажный автомобиль, и тягач, и даже самосвальная техника. Уже в 2015 г. Минский автозавод планирует поставить в Россию до 500 единиц грузовой автотехники, работающей на газе.

Правда, в заключение Павел Шабанов все же счел нужным оговориться, что в итоге все зависит от того, как будет реагировать рынок, как будет создаваться заправочная сеть, какими будут условия финансирования предпринимателей и городских бюджетов при приобретении газифицированного транспорта.

Весьма оптимистично был настроен и конструктор пассажирской техники ОАО "МАЗ" Юрий Сырокваш. Новая модель городского автобуса МАЗ-203965, работающего на КПГ, успешно прошла сертификацию. Одна такая машина уже работает в Тольятти и "показывает очень приличные результаты". А первый образец проехал от Австрии до Урала и заслужил хорошие отзывы. Автобус заинтересовал минские власти, которые планируют закупить первую партию из 30-40 единиц.

От себя можем сказать, что, вкладывая деньги в перспективный автотранспорт на газовом топливе, МАЗ серьезно рискует, но без этого не может быть и большого выигрыша.

http://www.belmarket.by/
 

Лучшие курсы валют 26/03

покупка продажа
USD 1,8750 1,8810
EUR 2,0230 2,0320
100 RUB 3,2650 3,2790
EUR/USD 1,0770 1,0820
все курсы

Курсы валют НБ РБ

26/03 27/03
1 USD 1,8808 1,8808 +0,0000
1 EUR 2,0268 2,0268 +0,0000
100 RUB 3,2773 3,2773 +0,0000
все курсы валют